Парламентские выборы 2007 года

Политическое развитие

Внутренняя политика

· Введение в 2000 году системы федеральных округов.

· Начавшаяся в 2000 году реформа верхней палаты российского парламента — Совета Федерации, закончившаяся к 2002 году, и фактически лишившая губернаторов регионов контроля над Советом Федерации.

· В 2001 году принимается Закон «О политических партиях», устанавливавший минимальную численность партий в 10 тыс. чел.

Парламентские выборы 2003 года

В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Победив на выборах и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей не считаться с мнением оппозиционных партий.

Отмена выборности губернаторов. Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.

Закон «О некоммерческих организациях». НКО обязаны отчитываться об источниках своего финансирования, отдельные предпринимаемые ими проекты, «угрожающие территориальной целостности, суверенитету или национальной самобытности» России могут быть запрещены.

Закон «О политических партиях»

Января 2006 года вступает в силу новая редакция закона «О политических партиях», которая увеличивает требования к минимальной численности партий от 10 до 50 тыс. чел. В течение 2006—2007 годов российские суды в соответствии с определениями Министерства Юстиции о несоответствии той или иной партии новому закону, ликвидируют несколько десятков партий всех без исключения частей политического спектра.

Парламентские выборы 2007 года

К выборам в декабре 2007 года Госдумы 5 созыва российская политическая система претерпевает дальнейшую трансформацию.

· запрет на переход депутатов из фракции в фракцию;

· отмена выборов по одномандатным округам;

· запрет избирательных блоков, состоящих из нескольких политических партий;

· отмена графы «Против всех» на выборах (отменена Госдумой 30 июня 2006 года);

· отмена минимальной явки выборов (с 17 ноября 2006 года, ранее составлял 20 %);

· повышение минимального количества голосов, необходимого для прохождения в Государственную Думу, с 5 % до 7 %.

По их итогам партия «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство. Перед этими выборами президент Путин выступает в поддержку «Единой России», в результате чего её рейтинг возрастает на 15 %.

В адрес Владимира Путина раздаётся ряд обвинений в нарушении демократии:

Ø Централизация власти, и уничтожение системы «сдержек и противовесов»

o Формирование «партией власти» конституционного большинства в парламенте

o Перераспределение властных полномочий от губернаторов к федеральному правительству

o Уничтожение независимости судов

Ø Концентрация в руках государства трёх крупнейших телеканалов, два из которых (ОРТ и РТР) были созданы государством до распада СССР, а третий (НТВ) основан в 1990-е годы.

В период президентства Путина был создан ряд молодёжных организаций, ключевым пунктом программы которых является сохранение суверенитета и целостности России, осуществление модернизации страны и формирование действующего гражданского общества.

Ограничение референдумов

11 июня 2004 года принят закон «О референдуме Российской федерации», значительно ограничивший круг возможных вопросов, поднимаемых на референдуме, и усложнивший процедуру их проведения. 9 апреля 2005 года коммунистическая оппозиция попыталась инициировать референдум.

В октябре 2007 года Госдума приняла поправки, расширяющие круг вопросов, которые запрещается выносить на референдум.

Система правосудия

В 2001 году президент Путин подписал пакет федеральных законов о судебной реформе. 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, существенно расширивший полномочия защитника. В соответствии с требованиями судебной реформы, отменяется несменяемость и пожизненное назначение судей; судьи назначаются первоначально на три года и могут быть отстранены от исполнения обязанностей по решению квалификационной комиссии.

Мораторий на смертную казнь был введён в 1997 году и затем продлён депутатами Госдумы в 2006 году до 2010 года. В ноябре 2009 года Конституционный суд России запретил применять смертную казнь в стране и после 1 января 2010 года, когда истёк введённый на неё в России мораторий.

Внешняя политика

Основные внешнеполитические проблемы, с которыми столкнулась Россия на рубеже II и III тысячелетий:

· слабость государства

· неуверенности зарубежных партнёров в стабильности внутриполитической ситуации России

· в непредсказуемости действий российского руководства при предыдущем президенте Борисе Ельцине.

Возвращая собственные долги, Россия должна была ежегодно выделять на погашение порядка 13 млрд долларов. Для досрочного погашения долга были использованы возможности Стабилизационного фонда. Россия досрочно полностью расплатилась по долгам перед МВФ.

v Россия в 2000—2005 годах подвергалась постоянным обвинениям за действия по установлению законной властив Чеченской республике.

v Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000—2001 годах являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО 1972 года и создать национальную систему ПРО.

Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 года Госдума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2).

В.Путин выступил с поддержкой инициативы США по уничтожению «Аль-Каиды» в Афганистане.

Несмотря на активное сотрудничество многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранились. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США.

Примером воплощения новых подходов США к регулированию международных отношений стали события в Ираке. Резко против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Истинные причины состояли в том, что США стремились найти альтернативного Саудовской Аравии поставщика нефти.

v В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО в 2002 году. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Сложными в этот период были взаимоотношения России и Украины.

v Свержение режима Э.Шеварднадзе в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, а также произошедший после парламентских выборов в марте 2005 года переворот в Киргизии, поставили перед Москвой задачу более активного взаимодействия с республиками СНГ и проведения более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.

v Отношения России с международными организациями строятся на конструктивной основе. Россия является последовательным сторонником укрепления роли ООН в международных делах. Обозначился новый этап в связях России с Евросоюзом.

Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономической сообщество. ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) было учреждено в октябре 2000 года в Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза.

Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). В договоре зафиксировано также отсутствие взаимных территориальных претензий.

Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.

Россия является серьёзным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные интересы и стремится их отстаивать. Свидетельство этому — председательство в 2006 г. нашей страны в «Большой восьмерке» (сообщество наиболее развитых стран мира, в которое входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония). Сегодня все наблюдатели — кто с тревогой, кто с враждебностью, кто с надеждой — констатируют: Россия вернулась на авансцену мировой политики.

Наши рекомендации