Утилитаризм — практичность, стремление из всего извлечь пользу, выгоду

2) Плебеи — в переводе с латыни «простой народ».

3) Патриции — в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов». 300 коренных родов, населявших Лаций.

4) Нобилитет — от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».

5) Республика — в буквальном переводе с латыни «общественное дело». Государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на определенный срок.

Магистраты — высшие должностные лица.

Процессуальное право — правила, которыми определяется судопроизводство.

Сенат- совет старейшин.

Отец - на латыни раter familias.

Лары — предки, охраняющие дом.

Общественная земля - на латыни ager publicus.

Патриции - привилегированная часть римского общества.

Консулы — два высших должностных лица в государстве.

Народные трибуны — защитники интересов плебеев.

Янус — творец Вселенной.

Юпитер — бог неба.

Марс — бог войны.

Веста — хранительница домашнего очага и государства.

Юнона — богиня луны и покровительницу женщин.

Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел.

Карфагеняне - пунны.

Филэллины -любители всего эллинского.

Принцепс - первое лицо в списке сенаторов.

24) Марк Аврелий — «философ на троне».

Колизей — уникальный по величине амфитеатр, рассчитанный на 50 тысяч зрителей.

26) Пантеон -храм «всем богам».

Семинар № 3. Цивилизация Древней Греции.

Истоки римской цивилизации.

Вопросы и задания

1. Расскажите о природных и климатических условиях Апеннинского полуострова. Какие преимущества, с точки зрения древних историков, давало римлянам полуостровное положение Италии?-

2. Какие племена населяли древнюю Италию? В какой области жили латины?

3. Расскажите о культуре этрусков Какие загадки связаны с историей этого племени? Что дало римлянам общение с этрусками?

4. Какие древние цивилизации основывали свои колонии на территории Апеннинского полуострова? Где они располагались? Какое влияние эти колонии оказывали на развитие римской цивилизации?

Путь к республике.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, что представляла собой римская община в древнейший период Как она управлялась? По каким законам строилась жизнь основной ячейки общины — фамилии?

2. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

3. В какой период истории Рима обострилась борьба плебеев и патрициев? Почему патриции были вынуждены уступать плебеям? Расскажите об основных этапах этой борьбы. Чем она завершилась? Когда?

4. Назовите те основные области жизни гражданской общины Рима, в которых проявлялся принцип «общей пользы». Какими идеалами руководствовались римские граждане? Можно ли полностью противопоставить греческий принцип соревновательности принципу «общей пользы» или они в чем-то сходны?

5. В чем заключалось своеобразие религии древних римлян? Что для римлянина было высшим судом? Сравните с религиями спасения Древнего Востока

6. Почему современные историки называют римскую республику аристократической? В чем античные историки видели преимущества такого строя?

Становление римской державы. Социальная и экономическая динамика.

Вопросы и задания

1. Как происходило становление Римской державы? Кто были главные соперники и противники римлян?

2. Какие изменения происходили в социально-экономической жизни Рима во II—I вв. до н. э.? Чем они объясняются?

3. Что представляло собой в эту эпоху поместье (вилла)? I Почему рабы стали главными производителями? Почему возрастала численность городского плебса и люмпен-пролетариата? Какой новый социальный слой претендовал на власть?

4. Объясните, в чем заключалась основная цель реформы братьев Гракхов. Подумайте, почему реформу удалось реализовать лишь отчасти.

5. Расскажите о причинах и результатах Союзнической войны. Какой из результатов был наиболее важным?

6. Как проявился кризис гражданской общины Рима в духовной жизни общества? Какую роль здесь сыграло влияние греческой культуры? Подумайте, в чем была истинная причина разрушения идеи «общего блага» и появления индивидуализма во II—I вв. до н. э. Что индивидуализм привнес в литературу и искусство Рима?

4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?

Вопросы и задания

1. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.

2. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была «золотым веком» для империи? Докажите свою точку зрения.

3. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Вспомните, что сдерживало деспотизм в эпоху республики.

4. Какие симптомы упадка стали заметны в социально-экономической жизни Рима уже в первые века империи?

5. Какие достижения римской культуры эпохи империи вы можете назвать? Как изменились идеалы римского общества? Какой выход из кризиса предлагали философы? Сравните отношение к рабству Сенеки с идеей Аристотеля о рабстве «от природы» и высказыванием Варрона. В чем отличия? Как развивались идеи гуманизма в Риме эпохи империи?

6. Расскажите об основных идеалах христианства. Почему новую религию нельзя было совместить с многочисленными языческими культами, популярными в Риме?

7. В какую эпоху стали особенно заметны признаки упадка Римской империи? Какие новые социально-экономические отношения формировались в этот период?

8. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.

Наши рекомендации