Глубокий мировоззренческий перелом, а не просто изменение техники: осознание глубины пространства, 3 измерения. Теперь пространство изображается позади плоскости, сквозь нее
Но это открытие – лишь относительно предметов и тел, но не пространства как такового. сначала коренной перелом происходит в монументальной живописи.
Кон 6в. – живописец Кимон из Клеон изобретает ракурс и постановку фигур на три четверти, складки одежды. Но ракурс не м.б. на ч-б фоне. Начинает применяться краснофигурная техника.
Изменился и стиль изображения: он стал проще, шире, свободнее. Светлые силуэты словно распластаны на плоскости. Рисунок на черном фоне оказывается уже не украшением вазы, а изображением.
Излюбленная форма сосудов- амфора(непрерывный изгиб контуров + ясно выраженное вертикальное стремление). В кон. 6 в. На смену амфоре – килик(плоская чашка для питья, изображения в кружочке, это оно самое!).
Самые ранние мастера еще работали одновременно в 2 стилях(Епинтеп, Скиф), чувствовалась скованность.
· Круг Евфорния(охотник+ заяц)- динамика, вращающиеся фигуры внутри круга.
Происходит также развитие изображений на наружных стенках сосудов.
К 5в. Неловкости и угловатости композиции постепенно сглаживаются(Бриг, Макрон, Дурис). Прогрессии и в изображении одежды – у Дуриса четко прописаны складки
Вазописцы 5в. Достигли свободы в динамике композиции и в пластике человеческого тела.
Но и этот стиль себя исчерпал, начинают использовать новую технику- рисунок на белом фоне. Усиливается чувство пространства, от событий переходят к переживаниям.
Искусство ранней греческой классики.
5в.- эпоха наивысшего расцвета искусства. Большое значение имело становление демократии и победа в Греко-персидских войнах.
Неповторимая ценность завоеваний архаики в сочетании монументальной обобщенности и непосредственной жизненной пластичности формы. Целостность 2 сторон человека нашла воплощение в классике(орнаментальное + пластическое начало). В классике образ человека приобретает «центростремительное» значение, человек рассматривается как кульминационная ценность мира. Образ человека довлеет над хаосом пластичности.
В статуарной пластике зрелой архаики – это особое видение человека, одновременно господствующего и довлеющего над средой, давалось зрело и целостно.
В эпоху классики образ человека выигрывал в пластической жизненности. Человек в статуях либо действует, либо завершает свое действие. Появляется конфликтная ситуация, которая разрешается гармоничностью композиции.
Классика гуманизирует идею господства человека над окружающим миром, но идея этого противостояния несколько растворена в действии. Основное богатство содержания образов, главное достижение – равновесие обобщенно- универсального.
В Греции утверждается принцип органической связи личной и общественной жизни. В эпоху классики происходит слияние живой непосредственности творчества с ясной осознанностью общих стилевых принципов четкой художественной целостности. Понятие канона(меры) формируется именно в этот период. И это не просто ремесленные законы, а попытка уразуметь меру, которая лежит в основе прекрасного.
Архитектура.
Основное значение – группа храмов в Агридинго(5в).
Сам крупный – храм Зевса. В расположении храмов выражается особое чувство связи с пейзажем, вписанность в него.
Хотя в период ранней классики и продолжаются строится храмы в стиле архаики, но постепенно совершается переход к гармоничной системе архитектурных пропорций.
Хр. Геры(второй, перестроенный) в Пестуме.
Ощущение спокойной мощи, издалека не кажется большим. Группа храмов, куда включен и хр. Геры связаны понятием ордера, но не сливались, а дополняли др.др.
Хр. Зевса в Олимпии(сер 5в)
Его отличала ясная гармония пропорций. Построен на месте проведения Олимп. Игр. Он ознаменовал собой переход к высокой классике.
Возникновение ордера.
Идея греческого храма возникла органическим путем из существования греч. Религии. Назначение греч. Храма- быть жилищем бога. Создавались спец. Образы божества, обитавшего в этом жилище. Пространство греч. Хр. Ограничено и замкнуто. Основная идея греч. Тектоники – соотношение несущих и несомых частей задания. Ритм греч. Архитектуры – в вертикальном членении. Борьба опоры с тяжестью – главная тема греческой архитектуры.
Дорийский ордер
Он сложился раньше остальных. Яркий пример –
Хр. Посейдона Пестуме. Состоит из постамента, коллонады и покрытия. Постамент – не на ступенях, возвышение изолирует храм от окружающего, поднимает над землей. Из постамента вырастают колонны, их задача – нести вес. Создается ощущение непоколебимого равновесия: простота, сила.
В архитектуре греки стремились прежде всего к идеальной форме. У хр. Существовал четкий план: колоннада, внутр. Пространство, вход. Если в ранних хр-х отступления вызваны пережитками старины, то в более поздних – тяготение к ионическому ордеру.
Особое значение греки придавали не размеру, а пропорциям(симметрия – соотношение пропорций др. с др. и с целым зданием). Например ф-ла для расчета колонн: a на 2a+1. все строится на простых цифрах.
Ионийский ордер.
Стиль греч. Архитектуры – классический. Ионийский ордер – гибкий и изящный. Воплощает женские пропорции тела( иногда колонны заменяли фигурами).
Складывается ок. 7в.днэ. самое сложное – установить генезис капители, кот, только к 5в. Получила свою окончательную форму.
Пример ранней ионической капители – на хр. Артемиды в Эфесе. Там уже нет растительных элементов, кот. Встречались ранее. 2 варианта схемы ионич. Храма: малазийский и аттический.
Т.о., дорическая колонна представляет собой безличное, пассивное, коллективное сущ-во, ионийская же – активная, самостоятельная личность. Дор колонна исполняет прежде всего функцию опоры, ионическая- декоративный элемент. В дор. Господствует силуэт, в ион. – рисунок. Дор. – тектоника, ион.- пластика.
Живопись и вазопись.
Родоначальником классического стиля считали живописца Полигнота. В эпоху классики роспись ваз, хоть и остается плоской силуэтной декорацией, но – уходит в сторону пластического и колористического изображения.
Микон и Полигнот также способствовали развитию живописи. Для Полигнота было совершенно чуждо понятие пейзажа. Для него и Микона живопись все еще оставалась силуэтной.
· Кратер из Орвьето с изображением аргонавтов
Разнообразие- под впечатлением монументальной живописи + обилие смелых ракурсов. Находка Полигнота- 1 шаг к перспективному пространству.
Микон написал битву амазонок и битву кентавров, эти темы стали затем модны в керамике.
Но в вазописи все еще сохраняется черный фон- это мешает им следовать за монументальной живописью. Нач5в. – начинают писать на белом фоне. Особ – роспись лекифов(погребальные сосуды). но лишь на десятилетие вазопись смогла нагнать монументальную живопись, потом – разрыв.
Аполлодор и Аготарх
2 осн. Перелома в греч. Живописи:
6в. Кимон из Килон изобрел ракурс
5в. Аполлодор изобрел светотень
Реформа Аполлодора имела техническое значение: до этого писали в осн. В технике фресок, он же – на деревянных досках, его картины не выполняли никаких декоративных функций.
Художник начинает изображать предметы не такими, какими он их знает, а такими, какими видит. Вазописцы пытались применить открытие светотени, но ваза все равно требовала внимания к форме(пр. – вазы Мидия).
+возрождено широкое использование белой краски. Кроме того, мы м. судить о греч. живописи, исходя из римск. Копий(Ссора м. Лето и Ниобой за игрой в кости, автор- Александр). Еще сохраняются отзвуки силуэтной живописи.
Борьба с кентаврами – широкое использование моделировки+ светотень. Апаллодор пользовался для градации светотени локальным тоном и тенью по краю формы.
И лишь его ученику Зевнису удалось овладеть светом.
Агатарх – спец2иалист декоративной архитектурной живописи. Занимался в основном изображением пространства.
· Амфора из Ареццо с изобр-м Пелонесса
Графическая живопись – не пространственная, а пластичная: изображаются не пространства, а тела. Нет обр. перспективы и центр. Тчк. Зр.