В 30 - 40-е годы XIX в., позднее, чем в Западной Европе, в Рос­сии начался промышленный переворот (промышленная революция).

Его главным содержаниембыла замена мануфактурного производст­ва фабричным. С одной стороны, он был связан с техническим пере­вооружением промышленности, повсеместной заменой ручного тру­да на машинный, внедрением в производство различных двигателей и передовых для того времени технологий. С другой стороны, он со­провождался глубокими социальными изменениями, появлением но­вых классов, характерных для капиталистического общества.

Предпосылки промышленного переворота складывались в Рос­сии с середины XVIII в.Условия ихпоявления:

- научно-техническим прогрессом: созданием новых (паровых) двига­телей и различных механизмов, облегчавших процесс производства, позволявших углубить разделение труда и высвободить руки многих работников. Труд их заменялся машинным;

- формирова­нию предпосылок промышленного переворота способствовало за­рождение элементов капиталистического уклада в хозяйстве: накоп­ление капиталов, на основе которых отдельные предприниматели строили новые заводы, и постепенное формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы.

Крепостное право замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промыш­ленного переворота в конце 70-х — начале 80-х годов XIX в.

На основе применения вольнонаемного труда в России начали формироваться основные промышленные районы — Северо-Запад­ный (Петербургско-Прибалтийский), Центральный (Московский) и Южный (Харьковский). Концентрация промышленности в от­дельных частях России была одной из специфических особенностей ее экономики.

Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности (текстильной, пищевой и бумагодела­тельной). В этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся ма­шинным, создавались новые и реконструировались старые предпри­ятия (текстильная Прохоровская мануфактура в Москве и др.). Несколько медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промыш­ленности. При производстве железа и чугуна стали использовать вме­сто конного привода паровые двигатели (Петербургский чугуноли­тейный завод и др.). Машинное оборудование было заграничного

происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Тем не менее в первой половине XIX в. начала зарождаться отечествен­ная машиностроительная промышленность. Первые заводы возникли в Петербурге, Нижнем Новгороде (Сормово) и других городах. Од­нако эта отрасль была недостаточно развитой вплоть до конца XIX в.

Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой промышленности (текстиль­ной, кожевенной, деревообрабатывающей). Даже некоторая часть ме­таллических изделий производилась кустарным способом. В много­численных деревенских кузницах ковались плуги, лемехи, ножи, топоры и другие предметы крестьянского быта. Жители некоторых крестьянских деревень специализировались на художественных про­мыслах. Там возникали центры, известные до сегодняшнего дня: Па­лех, Гжель и др. Кустарное производство развивалось и во второй по­ловине XIX в.

Следовательно, в первой половине XIX в. в России сосущество­вали крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабричное произ­водство и кустарная (мелкотоварная) промышленность.

С началом промышленного переворота связано формирование но­вого социального слоя — вольнонаемных рабочих. Работные люди, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необхо­димые производственные навыки, нередко ломали и портили меха­низмы. Только с развитием вольнонаемного труда можно было пе­рейти к эффективному фабричному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крес­тьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 80% рабочих составляли вольнонаемные.

В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13—14-часовой рабочий день. Отличие в положении российских рабочих от западноевропей­ских состояло в том, что они зависели не только от предпринимате­лей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки об­щины. Бесконтрольная эксплуатация рабочих, связанная во многом с традициями крепостного права, стала в дальнейшем причиной их мощного социального протеста.

Формирование российской буржуазии также имело свою специ­фику:

- капиталы, необходимые для создания крупномас­штабного производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями. Купцы наживали большие состояния на продаже вина и на крупных казенных (государственных) подря­дах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались незаконными действиями — казнокрадством, взяточничеством, вы­могательством денежных средств у населения;

- длительное время «молодая» российская буржуазия одновременно занима­лась и торговлей, и производством;

- многие предприни­матели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян.

Постепенно складывались династии российской буржуазии — Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы, Кондрашовы и др. Деньги, нажитые в торговле, вкладывались в промышленность. На­пример, выходец из торговых кругов И. М. Кондрашов построил крупные шелковые фабрики, продукция которых славилась по всей Европе. Морозовы стали производителями хлопчатобумажных тка­ней. Многие родоначальники буржуазных династий, вышедшие из крепостных, сохраняли крестьянский менталитет, благоговение перед царем и дворянами. В целом российская буржуазия была еще эконо­мически слабой, политически аморфной и не играла активной роли в социальной жизни страны. Правительство мало заботилось об инте­ресах складывавшейся российской буржуазии и настороженно следи­ло за формированием нового общественного слоя.

Финансы.В начале XIX в. для финансирования войн против На­полеона и поддержки дворянского землевладения русское прави­тельство производило крупные выпуски (эмиссии) ассигнаций — бу­мажных денег, впервые введенных в середине XVIII в. В первой четверти XIX в. эмиссия ассигнаций выросла в 4 раза. В результате они резко обесценились. Попытки Павла I и Александра I преодолеть инфляцию не удались.

Поэтому в 1839—1844 гг. по инициативе министра финансов гра­фа Е. Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ас­сигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа на некоторое время ук­репила финансовую систему России. Однако Крымская война 1853 - 1856 гг. вызвала новые финансовые трудности. Внутренний и внеш­ний долг государства увеличился в несколько раз.

Торговля.В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали разви­тие промышленности, рост городов и хозяйственная специализация регионов. С другой — этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения, обусловленная крепостным состоянием кре­стьян и нищенским существованием широких народных масс. Ос­новными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми тем­пами, чем в предшествующий период.

Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров.

Особое значение имело распространение на рынке промышленных изделий, наряду с сельскохозяйственной продукцией.

По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, всероссий­ские и местные. Их в России насчитывалось более тысячи. Они представляли собой сезонную, оптовую и мелкооптовую систему торговли. Широкой известностью пользовались Нижегородская на Волге, Ирбитская в Сибири и Ростовская в Ярославской губернии.

В крупных городах России интенсивно развивалась магазинная (постоянная розничная) торговля.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла внешняя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, т. е. вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчезли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала преобладать сельскохозяйственная продукция.

Вывозили:

- пше­ницу,

лес,

пеньку,

кожи,

лен и т. д.

В вывозе этих продуктов в Европу (в основном в Англию) были заинтересованы прежде всего русские помещики, использовавшие вырученные деньги на приобретение предметов роскоши. Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Небольшая часть промышленной продукции шла в Китай, Иран, Турцию. Даже в этих азиатских странах Россия была малоспо­собна конкурировать с Западом. Попытки правительства помочь бур­жуазии развить внешнюю торговлю были неэффективными. Огром­ный среднеазиатский рынок русские купцы смогли освоить лишь к концу XIX в.

Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потреб­ностей дворянства.

Ввозили:

- модную одежду,

- колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др.

- машины, инст­рументы и другие предметы, необходимые для развития промышлен­ности и сельского хозяйства страны.

Транспорт.Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (яр­марок) — все это требовало реорганизации и улучшения транспорт­ной системы. Основными видами транспорта были водный и гуже­вой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой поло­вине XIX в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование бы­ло связано главным образом с развитием водного транспорта. В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым пу­тем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддер­живать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соеди­няли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Запад­ной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был не­многочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу строились и россий­ские железные дороги.

Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение. В 1837 г. была откры­та первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. Протяженность железнодорожных линий в России к 1861 г. составляла около 1,6 тыс. км, чего, конечно, было недостаточно и для развития торговли и для обороны страны. (Это особенно на­глядно проявилось во время Крымской войны 1853—1856 гг.) В же­лезнодорожном строительстве первой половины века в России в от­личие от Запада ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране начал зарождаться так называемый государствен­ный капитализм.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и соци­альная система сдерживали развитие производительных сил и модер­низацию экономики России. Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими форма­ми собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее в России в первой половине XIX в. не было острого экономического кризиса, что обусловливалось фактически неисчер­паемыми возможностями экстенсивного развития, а также тем, что в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот способ произ­водства, который стал господствующим во второй половине XIX в. Вместе с тем запоздавшая по сравнению с Западной Европой про­мышленная революция в России надолго определила догоняющий характер ее экономического развития.

Наши рекомендации