I. Теоретические основы геополитики
Геополитика — это географический разум государства.
Карл Хаусхофер
1. Геополитика: объект, предмет, методы, функции
1.1. Понятие геополитики
1.2. Источники геополитики
1.3. Объект и предмет геополитики
1.4. Геополитические эпохи
1.5. Основные законы геополитики
1.6. Категории геополитики
1.7. Методы геополитической науки
1.8. Функции геополитики
Возникновениегеополитики как науки на рубеже XIX— XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами. Новый раздел мира — это по сути «передел уже поделенного», т.е. переход от одного «владельца» к другому, а не от бесхозяйственности к «хозяину».
Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство, несомненно, подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор — один из ведущих в геополитическом балансе сил.
1. Геополитика: объект, предмет, методы, функции
Понятие геополитики
В научной литературе пока нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т.д.
Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.
В СССР долгое время геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств. В 80-х гг. XX в. произошла переоценка этого направления научной мысли. Так, выпущенный в 1989 г. советский философский энциклопедический словарь уже не дает такой жесткой негативной оценки геополитики, но определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что «политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т.п.»1.
Шведский ученый Рудольф Челлен(1864—1922) ввел в научное обращение понятие «геополитика». Выступающую же под этим именем науку он определял как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен»2.
Геополитика рассматривает государство не в статике — как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в
1 Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М., 1989. — С. 116.
2 Dorpalen Andreas. The World General Haushofer. Geopolitics in Action. — N. Y., 1942. - P. XII.
его отношении к окружению, прежде всего к пространству, и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф. Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.
Геополитика, как считает Ф. Ратцель, изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, которая не имеет независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлений.
Политолог Э.А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские1.
Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика— наука, система знаний о контроле над пространством.
Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В рамках этой науки выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. Кпервому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму — англоамериканскую школу (Макиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.
Геополитика в последние десятилетия все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится воз-
1 Поздняков Э.А. Геополитика. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - С. 42.
можным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и судьбы континентов.
Источники геополитики
Геополитика, как и большинство дисциплин, появившихся на стыке веков, возникла на базе трех научных подходов: цивилизационного, военно-стратегического и теорий географического детерминизма.
Основоположником цивилизационного подхода к историческому процессу считается русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — биолог, историк, социолог, автор книги «Россия и Европа». По его мнению, главными действующими субъектами на подмостках театра истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности. Их он назвал «культурно-историческими типами». Впоследствии эти общности, а книга Данилевского вышла в 1868 г., стали называть «цивилизациями».
Данилевский первым среди русских исследователей сформулировал и научно обосновал тезис отчужденности Европы отРоссии. Причина этой отчужденности, по его мнению, кроется в принципиальном цивилизационном различии двух мировых сил: «Европа не признает нас своими. Европейцы видят в России и славянах не только чуждое, но и враждебное начало»1. Он определил самое важное требование приведения внешней политики России в соответствие с объективными задачами развития и укрепления «славянского культурно-исторического типа». Позже этот принцип — зона влияния одной цивилизации — получил название «большого пространства».
В конце XIX — начале XX в. концепция Данилевского получила развитие в работах русского философа К.Н. Леонтьева (1831—1891), немецкого философа О. Шпенглера(1880—1936), русского ученого-евразийца П.Н. Савицкого(1895—1968), его ученика Л.Н.Гумилева (1912—1992). Наиболее же обстоятельно рассмотрел и развил эту концепцию крупнейший английский ученый-историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975)-. В своей многотомной работе «Постижение истории» он дал подробную классификацию цивилизаций. В
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Глаголъ, 1991. — С. 50—51.
Ефрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ). Этот ранний период в истории человечества характеризуется такими главными чертами, как деспотизм и рабство. Морской (средиземноморский или средневековый) период начинается у него с основания Карфагена и заканчивается правлением Карла Великого. Изначально он характеризуется рабством, затем — подневольным трудом крепостных, феодальными федерациями. Океанический период начинается с открытия Америки. Охватывая новое и новейшее время, он, по сути, как полагал ученый, только начинается и несет уничтожение принуждения, свободу, равенство, братство.
Равенство Лев Ильич понимал как полную ликвидацию социальной дифференциации, как и И. Кант, полагал, что наступит равенство всех перед законом, а братство у него предполагало солидарность согласованных индивидуальных сил. В работах ученого видны отголоски идей французских просветителей, русских левых эмигрантов, революционеров-народников, в том числе Н.П. Огарева, П.Л. Лаврова и Н.А. Шевелева.
Но наиболее глубоко, обстоятельно идеи влияния географических факторов, в частности почвы и пространства, были развиты Ф. Ратцелем и Р. Челленом.
1.3. Объект и предмет геополитики1
Термин «геополитика» существует уже более сотни лет. Долгое время в спорах о сущности и границах геополитики как науки вопрос об ее объекте не выделялся. Нет даже намека об объекте геополитики в солидной работе А. Дугина, в монографии и в книге «Введение в глобалистику» К. Гаджиева, в «Геополитике» Э. Позднякова, в одноименных работах Ю. Тихонравова и других авторов. В определенной степени это можно объяснить тем, что наша планета — Земля, а отношения людей, складывающиеся на Земле сотни тысяч лет, являются предметом изучения многих естественных, гуманитарных, военных и иных наук.
Поэтому, не претендуя на слово в последней инстанции, можно было бы предложить следующее определение объекта геополитики:это планетарное пространство — твердая суша, вода (моря и океаны), воздушная оболочка, окутывающая земной шар, на котором
1 При определении объекта и предмета геополитики значительную помощь оказал президент Академии геополитических проблем доктор военных наук, профессор А.И. Палий.
Геополитические эпохи
Историю человечества с точки зрения геополитики можно рассматривать как последовательную смену геополитических эпох или силовых полей. Каждая геополитическая эпоха имеет свои баланс сил, зоны влияния, границы.
История существования древнейших цивилизаций, противостояние «континентального» Рима и «морского» Карфагена предвосхитили многие геополитические реальности XX в. Но основные принципы современной мировой политики были заложены Вестфальской системой международных отношений(1648) после окончания Тридцатилетней войны. К этому времени в Европе в основном сформировались национальные государства. Мир вступил на путь промышленного развития с формированием нации — государства с жесткой централизованной династической властью. С этого времени европейская история начинает превращаться в мировую.
Главными центрами силы в Европе становятся Испания, Португалия, Голландия. Затем в борьбу за раздел мира вступают Англия, Франция, Швеция. Возникавшие национальные государства устанавливали свои границы с учетом языкового признака и по естественно-географическим рубежам. Такие миропорядок и сложившееся геополитическое поле существовали почти 150 лет — до Французской революции, сменивших ее Директории, Консульства и императорства Наполеона. В конце XVII — начале XVIII в. исчезло былое величие Испании, Португалии, Голландии, Швеции, а к концу XVIII в. — Польши. Укрепились позиции Франции и Англии, набирала силы Пруссия. К началу XIX в. Россия стала важнейшей мировой державой.
В XVII—XVIII вв. в Европе появилась новая социальная сила — буржуазия. Располагая огромными деньгами, она неудержимо рвалась к власти. Деньги буржуазии, низкие цены на товары, производимые на фабриках и заводах, пробили стены королевских дворцов, замков феодалов, смели Бастилию, а заодно более 10 тыс. католических монастырей и храмов и возвели сотни эшафотов с гильотинами по всей Франции. Деньги буржуазии привели к власти Наполеона, который попытался установить мировую гегемонию.
Превратить Францию в ядро океанского геополитического блока Наполеону не удалось. Попытка императора задушить Англию блокадой, путем военных, экономических, политических и других мер была также неудачной — на мировую арену выступила Россия. Определенную помощь ей оказали Пруссия и Австрия, и Наполеон потерпел сокрушительное поражение.
1. Геополитика: объект, предмет, методы, функции 27
30 I. Теоретические основы геополитики
формируют новый мировой порядок, опираясь в основном на идеи Версальской системы, которая, как было уже сказано, не находит для России места под солнцем. По-прежнему усилия этой системы будут направляться против Китая, исламского мира, Индии. В перспективе, если Россия не «воспрянет ото сна», в лучшем случае она будет играть роль полуколонии, в худшем — ее расчленят на несколько «бантустанов». Развитые страны Запада — страны «золотого миллиарда» — станут потихоньку, но систематически «откусывать» по кусочку от ее «геополитического тела».