Понятие государства и его отличительные признаки.

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т.е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н.Макиавелли. Он указывал, что государство – это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел о представлении о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д.Локк), «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р.фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим) Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов – власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н.Аретин).

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство – это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г.Эллинек, Ж.-П.Эсмен, В.Орландо).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г.Кельзен считал, что государство – это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. своеобразие государства состоит в том, что оно – инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М.Ориу, А.Геленц).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е.Ланг, К.Дойч)

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство – это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство – это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты либо как представителя общества, социального арбитра.

В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком – государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов.

Признаки государства.

Признаки государства – это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций. В литературе признаки государства делят на две группы: вертикальные и горизонтальные. Если первые отличают государство от политической организации первобытного общества, то вторые – от современных государству политических организаций, например, политических партий, общественных движений.

Выделяются следующие признаки государства:

Наличие публичной власти. Публичная власть государства отличается от общественной власти первобытного общества, т.е. от власти, совпадавшей со всем взрослым населением. Публичная государственная власть не совпадает с населением и осуществляется специальными государственными органами и должностными лицами.

Территориальная организация. Если первобытное общество было организовано по кровнородственному признаку, то общество, объединенное в государство – по территориальному. Территория государства очерчена государственной границей.

Наличие системы специальных государственных органов, совокупность которых именуется государственным аппаратом.

Государственный суверенитет, т.е. самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Связь с правом. Государство обладает монополией на издание правил поведения и на применение принуждения по отношению к населению.

Система налогов и сборов. Государство, в отличие от других политических организаций, взимает налоги с физических и юридических лиц.

В литературе иногда указываются и другие признаки, например, наличие вооруженных сил, единый язык для общения, единая денежная система, единая информационная и энергетическая системы, наличие определенной идеологии.

10. Государственный суверенитет: понятие и содержание.

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».

К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н.Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и на все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т.е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, но реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное – по отношению к государству, побежденному в войне.

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности».

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 года.

Наши рекомендации