Стратегия и тактика избирательной кампании

Под стратегией обычно понимается общая направленность, содержание и порядок действий кандидата и его команды по достижению своих целей в избирательной кампании.

Суть избирательной стратегии заключается в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны оппонента, чтобы добиться своих целей на выборах. Избирательная стратегия поэтому всегда базируется на диагностике избирательного округа, выявлении адресных групп населения, определении ключевых проблем, которым должно быть уделено основное внимание, формулировке целей кандидата, оценке ресурсов кандидата и соперников, наборе сценариев хода кампании, формулировке концепции и основных лозунгов кампании, выработке принципов вхождения в коалиции и т.д.

Избирательная стратегия всегда включает несколько обязательных элементов: а) PR своей позитивной программы, б) оборону там, где кандидат наиболее уязвим, в) разоблачение недостатков соперников.

Стратегия рывка.Ввиду того, что выдвигаемый кандидат недостаточно известен общественности, требуется особенно ярко показать его потенциальным избирателям. Избираемый кандидат старается выглядеть лучше, сильнее, чем в начале кампании. Избиратели должны видеть в нем человека деятельного, энергичного, который не устал, полинял, выдохся от долгой предвыборной кампании.

Стратегия быстрого финала.Избирательная компания в начале и середине этого процесса протекает плавно и монотонно. Самая последняя неделя избирательной компании ознаменуется нанесением целевого удара. Нужно поразить умы потенциальных избирателей.

Стратегия «большого события».Данная стратегия избирательной кампании похожа на предыдущую технику. Кандидат на заключительном этапе своей компании организует большую пресс — конференцию с целью сообщения СМИ какой-то общественно важной информации.

Крейсерская стратегия.Данная избирательная компания проходит ровно в течение всей предвыборной деятельности. Если кандидат хорошо известен и имеет устойчивую аудиторию потенциальных избирателей, то данная стратегия уместна.

Тактика избирательной кампаниивыражается именно в этом содержательном плане. Разработка тактических шагов обычно жестко привязывается к стратегическим этапам кампании.

Например:

1. Предкампания(за 12-6 месяцев до выборов):

– сбор информации о состоянии общественного мнения и анализ данных о планах вероятных союзников и соперников (изучение “избирательного рынка”);

– обретение собственного политического лица и утверждение себя в качестве потенциального фаворита избирательной кампании;

– определение тематики кампании, ее лозунга;

2. Выдвижение кандидата и организационные мероприятия (за 6-4 месяца до выборов):

– создание групп поддержки на местах, собрания активистов в округах;

– создание команды кандидата (штаба партии).

3. Собственно избирательная кампания (за 3 месяца до выборов – день выборов):

– формирование штаб-квартиры кандидата, открытие пресс– центра;

– выезд лидера, доверенных лиц, агитаторов на места, встречи с избирателями;

– кампания “из двери в дверь” и другие формы работы с избирателями;

– наблюдение за ходом голосования;

– реакция на результаты выборов.

Каждое мероприятие, включаемое в план, должно быть подробно протестировано следующими вопросами:

Что? (содержание мероприятия).

Зачем? (какуюцель стратегии реализует).

Когда?(сроки исполнения).

Сколько стоит? (необходимо сравнить с имеющимися ресурсами).

Где? (привязка к территории, месту проведения, группе избирателем и т.д.).

Кто? (кто будет разрабатывать и проводить мероприятие). Как? (метод проведения).

Как оценить? (какоценить эффективность и результативность проведения для дальнейшей корректировки действий).

Кто контролирует? (кто из ответственных лиц курирует это мероприятие, сроки контроля).

Составленный план должен быть скоординирован по различным критериям: ресурсообеспеченности. непротиворечивости отдельных мероприятий, сбалансированности по территории, группам населения, иерархии целей, предварительным временным графикам, исполнителям и т.д.

Наши рекомендации