Конкретные социологические исследования в сфере массовой коммуникации

Деятельность массовых коммуникаций привлекает внимание ученых различных направлений науки, но среди социологов впервые такой интерес был проявлен в начале ХХ в. Максом Вебером, который обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Затем социология МК начала развиваться в двух направлениях: во-первых, в направлении социометрии, т.е. велись исследования общественного мнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность МК (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе и др.); во-вторых, в направлении разработки теоретических аспектов МК.

Особенности социологического исследования заключаются в конкретности, то есть изучаются реальная социальная действительность; в системности, то есть как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

Процесс проведения конкретного социологического исследования в сфере МК представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности.

Программа исследования состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

Теоретический разделвключает в себя:

· формулировку проблемы;

· определение объекта (носитель социальной проблемы - конкретные люди, социальные явления и процессы), предмета исследования (свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему);

· формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования;

· предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

Процедурный раздел включает в себя:

· план последовательности проверки основных гипотез;

· обоснование системы выборки;

· описание формирования выборочной совокупности;

· описание основных процедур сбора и анализа первичных данных;

· логические схемы обработки данных;

· инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.);

· рабочий план-график выполнения этапов исследования.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:

во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала.

во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Этапы планирования избирательной кампании.

Избирательная кампания – скоординированные, целенаправленные, но осуществляемы в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.

В плане предвыборной кампании должны быть заложены критерии эффективности, этапы и формы контроля.

Этапы: 1) разворачивание (2-3 недели): - выработка мотивации участия в выборах кандидата, на этой основе – формулирование стратегической цели, разработка концепции.

2) планирование (1-2 недели).

3) собственно кампания (с момента регистрации кандидата).

4) за 3 недели до даты выборов – избирательный марафон.

Направления работы:

1) Организационная работа. Сюда входят заседания штабов, проведение оперативок вечерних и утренних.

2) Работа с агитаторами. Это тренинги, организация и проведение кампании «от двери к двери».

3) Специальные мероприятия. Лучше всего взять в администрации план культурных, спортивных и др. программ и присоединиться к ним.

«+» - налаживание отношений с администрацией, возможность выбора того дня для проведения спец. акции, который менее всего нагружен.

4) Медиапланирование. Самое главное здесь – попасть в СМИ бесплатно. Необходимо заявить себя как человека, засветившегося в общественной жизни, показать любой сюжет, событие, не связанное с выборами и с человеком как депутатом. Здесь большую роль играют информационные волны: сначала – момент регистрации, затем некоторое затишье, чтобы у избирателей возник информационный «голод», а потом снова – появление.

5) План политической рекламы. Это листовки, ролики, клипы, наружная реклама. Как минимум: биография, программа. Могут быть мотивационные листовки. Необходима своя газета, где – инфо о кандидате, его программе, биография его и др., агитация избирателей.

Реклама на телевидении:

· первый ролик (полминуты) – на запоминание фамилии, т.к. в бюллетене будет только фамилия кандидатов,

· имиджевый ролик – эмоционально-позитивное выступление, интересный ракурс кандидата,

· мотивационные ролики (их лозунг: «Приди – проголосуй!») в поддержку кандидата – высказывания авторитетных людей.

Наружная реклама: не более, чем в 2-ух – 3-ех местах.

6) Контрработа, юридическое сопровождение. Отслеживание действий кандидата – конкурента, составление плана работы по нейтрализации его деятельности.

7) Встреча с избирателями. Если одержана победа, это не означает, что ПР-проект завершен. Каждый шаг победившего политика – новый штрих в его имидже. Нужно поблагодарить избирателей, отдавших голоса за этого кандидата, не менее важно сделать это в случае проигрыша. Необходимо понравиться избирателям даже в роли проигравшего.

Билет №3

Наши рекомендации