Итак, что такое проект? (в помощь для создания учебного проекта).

Проект (с латинского «бросаю вперед») – план, предложения, предварительный текст какого-либо документа, комплект технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях.

Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектный метод направлен на:

· Развитие критического мышления.

· Развитие творческого мышления.

· Умения работать с информацией.

Классификация (виды) учебных проектов:

1. Исследовательские–подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняется жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме: сценарий видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбом, web-сайта и т.д.

3. Прикладные–отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участниками. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо явления.

Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта», презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).

4. Информационные – этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Структура проекта:

5. Ролевые, игровые – в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.

Число участников проекта:

  1. индивидуальные
  2. парные
  3. групповые

Продолжительность проведения проекта:

1. краткосрочный (разработан на нескольких уроках)

2. среднесрочный (от недели до месяца)

3. долгосрочный (от 1 месяца до нескольких месяцев)

Этапы работы над учебным проектом:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.

2. Планирование действий по разрешению проблемы – выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.

3. Исследовательская деятельность студентов как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Представление продукта – презентация и защита самого проекта.

Структура учебного проекта:

Этапы Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога
1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает
2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3. Исследование Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует.
4. Выполнение Выполнение проекта. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Советует (по просьбе)
5. Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Примерная структура проекта:

Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

· титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год);

· оглавление (перечень основных частей проекта);

· эпиграф;

· введение

· основная часть (главы, разделы, параграфы);

· заключение;

· список используемых источников и литературы;

· приложение (фотографии, рисунки, иллюстрации, карты, таблицы, графики).

Виды презентаций проектов:

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

1. деловой игры;

2. демонстрации видеофильма или любого другого продукта, выполненного на основе информационных технологий;

3. диалога исторических или литературных персонажей;

4. игры с залом;

5. иллюстративного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

6. инсценировки реального или вымышленного исторического события;

7. научной конференции;

8. отчета исследовательской экспедиции;

9. пресс-конференции;

10. путешествия;

11. рекламы;

12. ролевой игры (спектакль);

13. соревнования;

14. спортивной игры;

15. театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или, неодушевленного существа);

16. телепередачи;

17. экскурсии и т.д.

Оформление списка используемой литературы:

Список используемой литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии авторов).

В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

Критерии оценки проекта:

1. значимость и актуальность выдвинутых проблем.

2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. коллективный характер принимаемых решений.

5. творческая самостоятельность авторов проекта.

6. четкость соблюдения формы избранного жанра.

7. использование дополнительной информации по отношению к базовому учебному курсу.

8. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

9. эстетика оформления результатов проекта.

10. форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Срок выполнения: 6 ч.

Примечание:

1. Проект – это в первую очередь воплощение ваших творческих идей и замыслов, не бойтесь оказаться не правыми или выглядеть смешно в глазах одногруппников.

2. На ваши вопросы всегда готов ответить преподаватель.

3. Словарик:

Актуальностьисследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых методах: потребностью практики.

Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования– это процесс или явление,порождающие проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Цель исследования – это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:

· Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных

· Выявление взаимосвязи явлений

· Изучение динамики явлений

· Описание нового эффекта, явления

· Открытие новой природы явлений

· Обобщение, выявление общих закономерностей

· Создание классификаций, типологий

· Создание методики

· Адаптация методик

Гипотеза– предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Методы – основные способы, с помощью которых проводится исследование.

Этапы исследования – основные периоды работы исследователя.

Структура исследования – количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

Научная новизна – впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.

Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.

Наши рекомендации