Разработка Конституции Республики Казахстан 1993 года

Действовавшая в на­чале 90-х годов Конституция Казахской ССР не соответствовала реалиям времени. С одной стороны, продолжал действовать Верховный Совет - представительный орган советской власти, с другой стороны, развивался новый институт президентства. Перед правительством встала задача скорейшего создания законодательной базы Республики Казахстан. Начинать надо было с основополагающего – подготовки проекта Основного Закона, то-есть Конституции Республики Казахстан.

Для разработки проекта Конституции по инициативе Н.А.Назарбаева была образована Конституционная комиссия. В ее состав вошли Г.Сапаргалиев. Ю.Ким, А.Каженов. Б.Мухамеджанов, К.Колпаков, Ю.Мальцев,Т.Донаков. Впоследствии к ним подключился Н.Шайкенов. Руководство рабочей группой было возложено на заместителя председателя Верхов­ного Совета 3. Федотову.

Обсуждение наиболее принципиальных вопросов проекта Конститу­ции 1993 года проходило в бурных дебатах на заседаниях Конституционной комиссии. Консервативно настроенная часть членов Верховного Совета пыталась сохранить властную вертикаль Советов во главе с Верховным Советом. Они блокировали вопросы создания двухпалатного Парламента, предоставление Президенту права роспуска Парламента и др. Поэтому, вспоми­нает Н.А.Назарбаев, «принятая в условиях 1993 года Конституция явилась компромиссом между той частью общества, которая противилась проведе­нию социально-экономических и политических реформ, и другой ее частью, понимавшей необходимость и неизбежность трансформации Казахской ССР в демократическое цивилизованное государство».

И все же Конституция 1993года по сравнению с предыдущими конституциями оказалась более демократичной. Первая Конституция независимого Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Казахстан провозглашался неотьемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. Конституция провозглашала межнациональное со­гласие в стране при ведущей роли казахской нации, обеспечивала равные права и свободы всем гражданам, закрепляла права и обязанности человека. По Конституции, государственным языком в республике являл­ся казахский язык, а русский язык получил статус языка межнационального общения. Запрещались ограничения прав и свобод граждан по признаку незнания государственного языка или языка межнационального общения.

В ходе дальнейшего поступательного развития казахстанского общества определились недостатки Конституции, ее оторванность от реальности. В ней было заявлено, что Казахстан является демократическим государством, на деле же в 1993 году демократические преобразования еще только про­бивали себе дорогу. В Основном Законе определялся правовой и социально ориентированный статус государства, а этого тоже еще только предстояло достичь. В Конституции 1993 года не была четко определена форма правле­ния. Казахстан провозглашался республикой, но не уточнялось какой имен­но. В это время страна одновременно имела признаки как президентской, так и парламентской республики.

Структура Конституции 1993 года также вызывала определенные нарекания. Глава о Верховном Совете стояла перед главой о Президенте. Это предполагало верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. В положении «Государство, его органы и институты» было указано, что право выступать от имени всего Казахстана принадле­жит только Верховному Совету и Президенту. Здесь опять прослеживает­ся верховенство Верховного Совета. В экономической сфере исключалась возможность частной собственности на землю. Как отмечают исследовате­ли, Конституция 1993 года являлась своеобразным компромиссом «между нарождающимся институтом президентства и Советами, между рынком и остатками административно-командной экономики».

Конституция 1993 года не давала определения таких понятий, как «общественное согласие» и «политическая стабильность», «экономическое раз­витие на благо народа», «казахстанский патриотизм», «голосование на рес­публиканском референдуме». Без их ясного использования политика государства не имела четкой определенности. По настоянию Главы государства эти понятия были введены в действующую Конституцию (1995 г.).

Противоречия между исполнительной и законодательной властью в 1993 году с каждым днем обострялись. Работа депутатов постсоветского парламен­та осуществлялась в условиях отсутствия развитой рыночной экономики и гражданского общества. В 1990-1994 годах было принято много законов, не имеющих под собой финансовой базы. Вследствие этого в обществе зарожда­лось чувство разочарования, недоверия к проводимой политике.

Трагические октябрьские события 1993 года в России, силовая ликвидация прежнего Верховного Совета в Москве повлияли на ход дальнейших политических процессов в Казахстане. Все яснее становилась необходи­мость сильной президентской власти для проведения экономических преоб­разований, курса на модернизацию Казахстана. После роспуска КПСС и со­здания управленческой вертикали Советы потеряли прежнее значение, так как по сути тормозили ход экономических реформ и законодательной базы по становлению гражданского общества. Политические разногласия между правительством и парламентом резко обострились. Выход из создавшейся ситуации нашли местные Советы. Вслед за Алатауским районным Сове­том города Алматы они заявили о своем самороспуске. В скором времени о своем самороспуске заявили и десятки других органов представительной власти. Более 200 депутатов Верховного Совета Республики ХII созыва из 360 досроч­но сняли с себя депутатские полномочия и подали заявления об отставке. Этот процесс начался 16 ноября 1993 года. В сложившихся обстоятельствах 10 декабря 1993 года вступает в силу Закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций допол­нительных полномочий»,позволяющий Президенту принимать решения законодательного характера.

По своему значению Конституция 1993 года заложила основы для цивилизованного развития государства, стала гарантом в деле зашиты прав и свобод человека. С ее принятием мировое сообщество приветствовало но­вое демократическое государство - Республику Казахстан. «Вместе с тем, -указывает Н.А. Назарбаев, - Конституция 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ. Будучи «компромиссом истории». Основной Закон не оправдал всех общественных ожиданий, прежде всего из-за того, что в нем не были определены наши цели и приоритеты в общественном развитии».

Таким образом, казахстанская модель политической системы в своем развитии прошла в первой половине 1990-х годов три этапа. Па первом эта­пе (март 1990 года - ноябрь 1991 года) идет становление парламентской республики. На втором этапе (с декабря 1991 года по январь 1993 года) форми­руется полупрезидентская республика. На третьем этапе (с января 1993 года по март 1995 года) проявляются черты как парламентской, так и президент­ской (особенно с декабря 1993 года) республики.

Общая тенденция эволюции государственно-политической системы в первой половине 1990-х годов была достаточно очевидной и исторически логичной – в сторону усиления Казахстана как президентской республики.

Наши рекомендации