Буддизм: бегство в бессмертие
К началу I тысячелетия до н. э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (это слово происходит от названия древнейших религиозных текстов — Вед; веда — знание). Уже тогда возникла вера в переселение душ и учение о карме (судьбе), которое освящало деление общества на касты. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказалась судьба буддизма — мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.
Основателем индийской религии спасения считают царевича Сиддхартху Гаутаму, жившего на севере страны примерно в VI — V вв. до н. э. и именовавшего себя Буддой, т. е. просветленным высшим знанием. Выросший в роскоши и благополучии, Сиддхартха однажды во время прогулки встретил больного старика, похоронную процессию и аскета, погруженного в раздумье. Так он узнал о страданиях, неизбежно сопутствующих жизни, и в ту же ночь бежал из дворца, избрав жизнь отшельника. Через семь лет Гаутама получил озарение, открывшее ему путь к спасению. После чего около 40 лет странствовал, творя чудеса и проповедуя свое учение.
Краеугольным камнем буддизма являются четыре благородные истины: мир есть страдание; источник страдания — это человеческие страсти и желания; освобождение от страстей позволяет перейти в нирвану; достичь этого особого состояния, слияния с Абсолютом, можно, избрав путь спасения.
Согласно буддизму получалось, что всякая жизнь (и счастливая, и несчастливая) является страданием и Великой Иллюзией. Поэтому Будда говорил: «Кто смотрит на мир... как смотрят на мираж, того не видит царь смерти». Человек просветленный, понимающий суть Великой Иллюзии, неподвластен смерти, ибо смерть для него есть не что иное, как переход в высшее состояние. Буддизм в этом смысле освобождает человека от смерти.
Новая религия призывала человека к постоянной тяжелой работе над самим собой, к пересозданию собственной личности. Карма теперь зависела не от выполнения кастовых предписаний, а от поступков и помыслов человека, от его гуманности.
Поставив в центр своего учения духовность личности, Будда отрицал касты, разделяя людей по иным признакам; прежде всего в зависимости от того, насколько они сумели овладеть страстями, т. е. стать «владыками над самими собой». Таким образом, право на спасение есть у всех: у неприкасаемых, как и у воинов-кшатриев или брахманов (вспомним, что ведизм не позволял некоторым категориям людей участвовать в религиозной жизни).
Путь к спасению лежит внутри самого человека, и от него лично зависит, идти по этому пути или нет. Обратим внимание, что не внешняя, а внутренняя, духовная деятельность имеет высшую ценность. Буддизм не призывал к улучшению мира, поскольку мир ничтожен в сравнении с нирваной. Само по себе существование человека на земле воспринималось как следствие грехов, совершенных в прошлой жизни, дурных страстей, которые как бы тянут человека вниз, к новым и новым воплощениям. Совершенный человек достигает высшего блага: не рождается вовсе.
Новая религия приобрела много сторонников, среди которых был и знаменитый царь Ашока (III в. до н. э.), сделавший буддизм государственной религией и ставший ревностным его пропагандистом. Ашока, очевидно, пытался использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства. Этот замысел удался лишь отчасти: Маурийская империя (IV—II вв. до н. э.) сплачивала какое-то время раздробленную Индию, но буддизм не сыграл в ней той же роли, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым; по-прежнему сохранились касты — одно из самых больших зол Индии.
Может ли вообще буддизм в чистом его виде стать государственной религией? Ведь в нем фактически отрицается значимость государства и проповедуется идеал независимой от внешнего мира, абсолютно свободной духовно личности: «Стань сам владыкой над собой, и не будет над тобой владык».
Кроме того, буддизм был слишком сложен, абстрактен для широких масс, привыкших к бесчисленным ведическим богам, олицетворяющим силы природы.
Этим не замедлили воспользоваться брахманы, не желавшие расставаться с теми ключевыми позициями, которые они занимали и в религиозной, и в социальной жизни. Брахманы несколько видоизменили старые верования: отчасти использовали демократизм новой религии, создали более пышный зрелищный культ в расчете на толпу, сохранив при этом древних богов. Так сформировался индуизм, успешно конкурировавший с буддизмом.
Последователи Гаутамы тоже попытались реформировать свое учение, сделать его более простым и доступным. Родилась махаяна (большая колесница, широкий путь) — вариация буддизма, в которой спасение стало возможным не только для аскетов, но и для мирян, нирване предшествовал рай, полный земных наслаждений, и были сделаны уступки массам, почитавшим ведических богов.
Тем не менее буддизм, проникший на Цейлон, в Бирму, Сиам, на острова Индонезии, в Китай и Японию, в самой Индии терял приверженцев.