История органов прокуратуры 14-19вв
В европейских странах прокуратура возникла в XIV в. вначале во Франции. С первых дней ее существования она была только обвинительным и карательным органом. К этому времени в европейских государствах, особенно в Испании, сформировался инквизиционный суд, пришедший на место процессу гласному, публичному, обязательному по своей состязательности. Это и явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и последующей деятельности прокуратуры. Органы прокуратуры и во Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на процесс формирования органов прокуратуры и определение направления в ее деятельности оказалось решающим. Поэтому их в то время называли "людьми короля". Позднее, в 1586 г., во Франции был принят закон об организации и деятельности прокуратуры, определивший ее место и роль в системе других органов государственной власти. В сфере прокурорского надзора оказались: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за проведением следствия; деятельность судебно-правовая (уголовные и гражданские дела). Становление прокурорского надзора во Франции затем послужило прообразом организационной структуры прокуратуры в России, а значит, и прокуратуры на территории земель нынешней Беларуси Прокурором мог быть только шляхтич, знающий местное право, допущенный к деятельности судом. Поддержание обвинения от имени государства или великого князя осуществлялось инстигатором. Инстигатор мог поддерживать обвинение также в интересах частных лиц, но при наличии жалобы потерпевшей стороны и т. д. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву является Петр I. Период конца XVII - начала XVIII вв. был отмечен значительным ростом преступности, множеством должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества. Была учреждена фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправильный суд, также сбор казны и прочего. В период царствования Екатерины II существенно усиливается значение местного прокурорского надзора, чему способствовало принятие 7 ноября 1775 г. "Учреждения для управления губерний", в котором формулировались задачи и полномочия губернских прокуроров. Деятельность органов прокуратуры была существенно пгреобразована и усилена в период царствования Александра П. Государственный Совет Империи в этот период, еще до судебной реформы 1864 г., принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное значение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров, сформулировали принципы и организационную структуру всей деятельности проуратуры государства. Радикальные изменения в правовой статус Российской: прокуратуры были внесены Судебной реформой 1864 г. Наиболее широкий круг вопросов, связанных с деятельностью прокуратуры, был представлен в "Учреждениях судебных установлений", определявших систеълу судов и состоящих при них прокурорах. Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наб людением министра юстиции как генерал-прокурора. Необходимо также отметить, что прокуратура Российской империи вплоть до 1917 г. всегда была верным стражем самодерж авия и потому была реакционным органом в государстве.