П. сорокин. «выскочки» и монархи

Общества различаются по той легкости, с которой в них осуществляется вертикальная мобильность. В классовом обществе перегородки между слоями очень тонкие, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. В кастовом обществе все устроено наоборот. В США большинство населения меняет свою профессию по крайней мере один раз в течение жизни. В Индии подавляющее большинство занятого населения наследует и сохраняет в течение жизни профессиональный статус своих отцов.

По данным 1925 г., в США среди заправил промыш­ленности и финансов 38% в прошлом и 19% в настоя­щем поколении начинали бедняками. Около трети мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи






людьми среднего достатка. Среди 29 президентов США 14, или 48%, вышли из бедных или средних семей.

Различие мобильности можно проследить не толь­ко по странам, но и по эпохам. Ниже показан процент «выскочек» среди монархов и высших администрато­ров, поднявшихся из социальных низов. Западная Римская империя — 45,6%, Россия — 5,5%, Восточная Римская империя — 27,7%, Франция — 3,9%, Соеди­ненные Штаты Америки — 48,3%, Англия — 5,0%, пре­зиденты Франции и Германии — 23,1%. Рим в период с последнего века республики до III века до н.э. был обществом интенсивной мобильности. Вертикальные течения поднимались с самого дна (от рабов) и до вершин (включая императора) общественного конуса.

С помощью денег, грабежа, насилия, обмана, лю­бовных интриг, военного героизма и службы человек без родословной поднимался до командных высот. В течение одного-двух поколений рабы становились представителями знати. Среди богатейших людей эпохи Цицерона мы зачастую встречаем имена рабов и вольноотпущенников (Тримальхион, Палладий, Де-метрий). Но уже в раннеимператорский период со­здаются значительные препятствия для свободной вертикальной мобильности.

В Европе, за исключением России, процент выдви­нувшихся из нищих слоев до позиции монарха в прошлом был выше. Удельный вес римских католиче­ских пап, выдвинувшихся из беднейших классов, со­ставил 19,4%, из средних — 18,8%, а из богатых — 61,8%.

Источник:Сорокин П. Человек. Цивилизация. Обще­ство. М., 1991. С. 377—390.

Семьяи бракстановятся каналами вертикальной циркуля­ции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространен­ным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей

мобильности мы находим в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама стано­вилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Се­мья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Проис­хождение из знатной семьи гарантировало хорошую наслед­ственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это было обязательной нормой для аристократии, в бедных семь­ях родители не могли дать подобающего образования и вос­питания. Отсюда возникала управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Понятия:социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобиль­ность, каналы вертикальной мобильности.

Вопросы и задания

1. Вам придется проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследова­ния выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, бра­тья и сестры, наконец, вы сами. Составьте подробный ста­тусный портрет каждого члена вашей семьи, желательно как можно подробнее.

2. Некоторые статусы превращаются в главные независи­мо от того, каков набор остальных. К ним относятся стату­сы олимпийского чемпиона, нобелевского лауреата. Назо­вите еще 3—4 подобных примера.

3. Расспросите своих родителей и старших родственников об их социальной мобильности, какую траекторию она описывала и в какие годы (взлеты и падения), какими ка­налами пользовались они для прохождения наверх.

4. Какой канал социальной мобильности вы считаете са­мым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.

5. Составьте список социальных (религиозных, професси­ональных, демографических и др.) статусов, существовав­ших в Российской империи раньше и исчезнувших после 1917года. Объясните причины их исчезновения.





*6. Подумайте, о каком состоянии и уровне развития обще­ства может свидетельствовать высокая индивидуальная вертикальная мобильность? А высокая групповая верти­кальная мобильность?

*7. Предположите, почему в разные эпохи были популярны варианты сказки про Золушку?

■ Проблема.В какой класс — бедный или богатый — легче войти, а из какого класса легче выйти?

Практикум 1.Американским и советским старшекласс­никам в 1991 г. задавали один и тот же вопрос: «Надеетесь ли вы, что будете жить лучше своих родителей?» И вот какие ответы получили:

американцы русские

ДА 79,7% 78%

НЕТ 20,3% 22%

А как обстоят дела сегодня? Проведите мини-опрос сре­ди знакомых старшеклассников. Результаты запишите.

Практикум 2.Один из известных русских историков так описывал процесс превращения «Москвы дворянской» в «Москву купеческую»: «С прогрессом капитала выраста­ло новое поколение купечества: культурные, получив­шие воспитание под руководством иностранных гуверне­ров, заканчивающие образование за границей, отлично говорившие на иностранных языках и мало отличавшие­ся по внешней обстановке жизни от крупного барства, разве только тем, что барство в такой обстановке исстари выросло, а высокое купечество ее наново вокруг себя за­водило ».

А как происходит превращение «Москвы советской» в «Москву капиталистическую»?

Семья и брак

На протяжении своей жизни человек входит в состав множе­ства самых разных групп, но лишь семья остается той груп­пой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети яв­ляются одной из основных составляющих развития

человеческой личности. Выступая каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и ста­тус детей. В современном обществе она выполняет несколь­ко функций. Является одним из фундаментальных институ­тов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Од­новременно выступает малой группой — самой сплоченной и прочной ячейкой общества.

СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве ма­лая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственно­стью.

Семья, существующая в течение длительного промежутка времени, делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.

Добрачное поведение. Молодые люди (иногда еще на школьной скамье) знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в на­ше время выходят замуж (женятся) после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени, чтобы узнать друг друга, вполне хватает.

В добрачный период молодежь набирается жизненного
опыта. Когда (выходят замуж) сразу после шко-

лы, то позже, уже в период семейной жизни, молодые су­пруги иногда начинают засматриваться на других. Проис­ходит это не из-за нравственной порочности, а из-за сокращения добрачного периода. Просто у них было мало времени для общения с молодыми людьми противополож­ного пола.

Иногда, но очень редко, женятся (или выходят замуж) по любви с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но, можно считать, что брак по такой любви не превышает 1—3% от общего числа браков. Но особенно удачен такой вари­ант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь.

Семья — не начало, а середина пути, начинающегося со знакомства.






Знакомствоюноши и девушки или взрослых мужчины и женщины происходит:

— самостоятельно, без посредников;

— через формального посредника (брачное агентство, клу­бы знакомств, объявления в газете);

— через неформальных посредников (родители, знако­мые, товарищи, свахи).

Большое значение в добрачном поведении имеет первое свидание.

Опрос старшеклассников и студентов выявил общие мо­менты в сценарии первого знакомства как юношей, так и девушек. Юноша назначает девушке свидание, а она, обду­мав предложение и посоветовавшись с подругой, дает со­гласие. Получив его, юноша думает о том, как и где провес­ти свидание: просто погулять, сходить в кафе, кино, на концерт, дискотеку и т.д., после чего оба они сообщают сво­им родителям о свидании. Много времени уходит у них на наряд, уточнение места свидания, его программу. Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоз­дать. По дороге оба размышляют, о чем можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на «ты», и она соглаша­ется. Вместе решают, где провести сегодняшний вечер.

В течение вечера юноша ухаживает за девушкой (подает ру­ку при выходе из транспорта, открывает ей дверцу маши­ны, пропускает вперед, придерживая дверь, отодвигает ее стул, приглашает на танец, подает пальто и др., старается произвести благоприятное впечатление), а она проявляет максимум женственности и кокетливости. Провожая де­вушку домой, желает ей спокойной ночи, говорит, что с не­терпением будет ждать следующей встречи.

После первого свидания начинается самый романтичес­кий период добрачных отношений — ухаживание.Юноша оказывает внимание возлюбленной, стремится добиться еще большего расположения. Период ухаживания можно срав­нить с испытательным сроком. Здесь проверяется все: уме­ние вести хозяйство, заниматься мелким ремонтом, способ­ность рационально (но не скаредно) тратить деньги, познания в практических и теоретических науках, культура поведения. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, как обычно говорят, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контро­лировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Следующий этап — сватовство.Оно представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» сво­ей избранницы у ее родителей. Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям девушки. По такому случаю по­лагается иметь два букета цветов: один — для матери буду­щей невесты, а другой — для нее самой. По русскому обычаю, жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если они согласны, то отец невесты вкладывает пра­вую руку дочери в руку жениха. После сватовства молодые люди договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.

Помолвка — обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. В настоящее время она обычно объяв­ляется в день подачи в загс заявления на регистрацию бра­ка. Прежде во время помолвки родители давали свое окон­чательное согласие на брак детей и устанавливали его





условия. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убы­ток — «заплатить за бесчестье».

ЭТАПЫ ДОБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Время вносит свои коррективы в принятые ранее нормы. Обряд сватовства и помолвки может отсутствовать, как и со­гласие родителей; иногда молодые ставят их перед свершив­шимся фактом.

Брак.Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов по отношению друг к другу, а их двоих — к своим детям, родствен­никам и обществу в целом. Иными словами, брак — это кон­тракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы соединяют людей до конца их жизни.

Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорож­денными потому, что общество предписало социальные роли

матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Брак включает совокупность специальных церемоний, ритуалов и обычаев, как-то: обручение, обмен кольцами, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила по­ведения, ставшие традицией, например супружескую верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация бра­ка, право на развод по уважительным причинам, право призна­ния брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, отсутствие родства между вступающими в брак.

Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полно­ценную семью, где прибавляются новые социальные роли (ро­дительские) и новые отношения (межпоколенные, воспита­тельные, хозяйственные и др.).

В современном обществе все большее распространение по­лучает гражданский брак, не оформленный по закону, а осно­ванный только на любви и согласии (его еще называют кон-цессуальным, от лат. consensus — согласие, единодушие).

Современная семьявключает обычно двух родителей и детей. Ее называют нуклеарной(от лат. nucleus — ядро) пото­му, что демографическим ядром семьи, отвечающей за вос­производство новых поколений, являются родители и их де­ти. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родствен­ники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. — относятся кпериферии семьи. Если все они живут вместе, то семья назы­вается расширенной.Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не из-за присоеди­нения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усынов­лением или браком. Когда мужчина и женщина вступают в






Брачно-семейно-родственная семья

брак, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники явля­ются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе являются все родст­венники по браку. Выделяют три степени родства: бли­жайшие, двоюродные и троюродные родственники.Вмес­те они составляют «фамильное дерево», где теоретически может быть до 200 ветвей (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать не­сколько человек. Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

Нуклеарная семья претерпевает определенную эво­люцию. В традиционном обществе ей присуща так назы­ваемая однокаръерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать занималась домашним хозяйст­вом, следила за порядком в доме, за учебой и воспитани­ем детей. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двухкарьерная модель, согласно ей отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы.

Такие семьи называют еще двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.

Занятость в производстве не освобождает женщину от до­машних дел, ее нагрузка двукратно возрастает. Снять ее мо­жет муж (если дети достаточно взрослые, часть обязанностей может лечь и на них). Вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая пла­та за работу женщины вне дома.

Понятия:семья, брак, нуклеарная семья,расширенная семья.

Вопросы и задания

1. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа?

2. Опишите основные этапы добрачного поведения.

3. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье?

*4. В структуре семейных ролей выделяется лидер, он же — глава семьи. Им может быть как женщина, так и мужчи­на. Кто в вашей семье лидер — мать или отец? Дайте ана­лиз проблемы.

*5. Жить в браке и жить вместе — неодно и то же. Почему? Что такое гражданский брак?

*6. Выполнение обязанностей мужем и женой может при­нимать следующие формы:

а) Муж выполняет только свои, а жена — свои обязанности.

б) Муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет.

в) Муж выполняет свои обязанности, а жена — нет.

г) Муж выполняет женские обязанности, а жена — муж­
ские. Что произойдет в каждой из этих ситуаций — скандал,
развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

Проблема.Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи?

Практикум 1.Семейное, или генеалогическое, древо отображает всю совокупность родственников одного чело­века, восходящую по крайней мере к двум парам его деду­шек и бабушек и включающую всех родственников по ни­сходящей линии двух пар, а также их супругов.




Кравченко, Певцова




Глава 3 (9). Взаимодействие людей в обществе

Постройте нисходящую, восходящую и боковую линии своего генеалогического дерева. Дайте определение этим линиям.

Практикум 2. Беседуют двое. Первый говорит:

— В большинстве современных развитых обществ количе­ство разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество всту­пило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена. Второй отвечает:

— Брак и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь обра­зующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Не­смотря на то что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает.

Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согла­сились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего от­вета. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.

Практикум 3. Задание для малых групп: смоделируйте идеальную семью (занятость, распределение обязанно­стей, досуг, воспитание детей).

Социальное взаимодействие

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и гово­рим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед жен­щин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия, или социального поведения.

Однако далеко не все, что мы делаем, относится к социаль­ному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно ста­новится социальным взаимодействием, когда водитель и пе­шеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои ин­тересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для ав­томобилей и пешеход не имеет права переходить, где ему за­хочется. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное ли­цо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход обозна­чают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на сим­патии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, определен­ных обществом.

Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение города, правила перехода проез­жей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. (Выде­ленные курсивом понятия составляют атрибуты социального



взаимодействия.) Социальное взаимодействие, как и соци­альное действие, встречается повсюду.

Итак, социальное взаимодействие складывается из от­дельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, со­циальные отношения, символы и значения.

ПОВЕДЕНИЕ— совокупность движений, актов и дейст­вий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Поведение может быть индивидуальным и коллективным (массовым).

Поясняющий пример

12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди ки­нулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за по­ставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя это тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефи­ците. Реакция людей, наученных горьким опытом вре­мен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей, которое можно назвать социальным поведени­ем как реакцией на ожидаемые трудности в снабжении про­дуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную по­требность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотива­ция, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и пла­нируемые действия. Она совершается ради какого-либо воз­награждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности.

Поведение не содержит цель как главный, определяю­щий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок.Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок чест­ного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель проде­монстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориен­тирован сразу на две цели — на соответствие своим нравствен­ным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель.

В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение су­щественно отличается от того поведения в толпе, где все не­знакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с то­бой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе — нет. Среди знакомых люди старают­ся выглядеть так, как они хотели бы выглядеть или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными, интеллигентны­ми, предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и по­ведение— две стороны одного явления — человеческой ак­тивности.

Поступок возможен только при наличии свободы дейст­вий. Если родители обязывают вас рассказать им всю прав­ду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок — лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.





Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Да­же для того, чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не создадут стоящего произведения, если их принуж­дать, указывать, мешать. Когда мы рассматривали всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то гово­рили о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досу­га и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то обна­ружится: в современном обществе увеличился объем интел­лектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений? Об этом повест­вует помещенный ниже фрагмент.

Наши рекомендации