Детская и подростковая пресса в России как элемент нравственного воспитания молодежи

Появление детского и подросткового самодеятельного журналистского творчества – явление объяснимое. Несмотря на то, что в разные периоды развития российской печати всегда существовала периодика для детей и юношества, она не только не утоляла информационный голод, а, наоборот, поощряла подростков к созданию собственных изданий.

Школьная газета для детей – средство выражения и распространения мыслей и чувств. Она становится документом, объектом для документальных исследований, может быть даже инструментом изучения культуры. Но, когда дети создают свою газету, то вряд ли задумываются о «вечном». Скорее всего, им хочется ответить на все свои «почему», открыть себя для внешнего мира и узнать, что они в этом мире не одни. Так появляются самодеятельные пресс-центры и школьные газеты, странички в Интернете и даже целые web-издания, сделанные детьми самостоятельно.

История же издания ученических журналов в России насчитывает более 120 лет, но если обратиться к первым лицейским опытам Пушкина, то эта цифра окажется очень приблизительной. Однако, точную дату появления первых печатных самодеятельных газет, выпускаемых детьми или подростками, назвать до сих пор не может никто.

Одной из причин появления детского самодеятельного творчества в России можно считать создание первых журналов для детей. В 1785 году Н.И. Новиков начал издавать первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». По мнению многих педагогов и воспитателей тех лет, для детей было характерно отсутствие так называемой «преемственности идей», дети жили как бы вне времени. А потому издание журналов, отражающих современность, было лишено смысла.

В России до революции выходило около 300 периодических детских журналов. Если к ним добавить еще 175 ученических печатных журналов, то мы увидим, какую впечатляющую картину являла собой русская периодика для юного читателя.

«Показателен постоянный рост количества изданий для детей. За первые 75 лет, начиная с 1785 года, увидели свет 45 журналов, за последующие 35 лет-55, с 1895 по 1917год (23 года) стало выходить в два раза больше изданий, чем за всю предыдущую историю развития периодической печати для детей. При этом средняя «продолжительность жизни» изданий по периодам определяется как 5, 10 и 3 года. Динамика движения детской журналистики свидетельствует о постоянно возрастающем значении специальной периодики жизни общества, о ее широком распространении юной читательской аудитории»

60-е годы XIX века – время огромных социальных перемен и политических потрясений, вызванных ускоренным развитием капиталистических отношений. В результате в детской журналистике наметилась новая роль – не просто служить «для сердца и разума», а стать руководителем юношества, наставником жизни. Идея просветительства уступала место активному и деятельному формированию мировоззрения подрастающего поколения.

Детская журналистика занимала особое место в общественной и литературной жизни страны. Журналы для детей, как правило, не принимали участия в журнальной полемике и литературной борьбе различных общественных группировок за влияние на молодое поколение.

Направление издававшихся в России во второй половине XIX века журналов вырисовывалось четко: «Родник», «Детское чтение», «Всходы», «Путевой огонек» - журналы либерально-буржуазные; «Задушевное слово», «Незабудка», «Ученик» - правые; «Маяк» - издание толстовцев.

Все эти процессы не могли не отразиться на восприимчивых юных душах. И постепенно процесс детского самостоятельного журналистского творчества стал набирать силу. История скупа на данные о юнкоровском движении прошлого века. Но кое-что все же современным исследователям удалось найти. Они обратили внимание на интересный момент, не отмеченный в истории журналистики ранее, а именно три больших всплеска активности детской самодеятельной журналистики в последней четверти XIX века: в 1902-1908 и в 1912-1918 годах.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в творчество подростков. Общественная активизация детей, создание клубов, коммун, союзов – все говорило об изменившихся социальных условиях жизни. Но в работе первых детских организаций было много стихийного, случайного, механически перенесенного их жизни взрослых. Точно так же и периодика, появлявшаяся при детских объединениях, только определяла пути дальнейшего развития и искала своего читателя.

В 20-е годы материалы публицистического характера составляли основное содержание журналов для детей. Издания были рассчитаны на активное воспитание читателей. Они призваны были объединить детей, руководить их работой, учебой, жизнью, убеждать в правоте и значительности того, что делали взрослые, пробуждать интерес к общественной работе.

А потому широким потоком в журналы вливается современность. Печатаются десятки произведений о героизме детей в годы революции гражданской войны. Смелые, находчивые, умные мальчишки и девчонки стали героями рассказов и повестей, печатавшихся на страницах журналов.

Но в большинстве случаев роль героев казалась преувеличенной из-за того, что авторы не могли достаточно убедительно мотивировать их поступки, как следует объяснить обстоятельства, условия, в которых герой действовал. Юные читатели оказывались психологически не подготовленными к тем поступкам, которые совершал герой. И у ребят создавалось впечатление, что в жизни на каждом шагу складывались невероятные ситуации, подвиг совершить легко и просто, революция и война – увлекательные приключения.

Автоматически это переносилось и в творчество подростков, которые охотно становились юнкорами городских, краевых и центральных изданий для детей. К тому же авторами многих материалов, печатавшихся на страницах журналов, были пионерские и комсомольские работники. Как правило, они не имели опыта журналистской работы и совершенно не умели писать, но их материалы убеждали, что в свой журнал может писать каждый, лишь бы содержание послания соответствовало идее журнала, что усугубляло и без того лозунговый стиль материалов.

В истории советской детской периодической печати особое место занимают журналы «Еж» (1928- 1935) и «Чиж» (1930-1941). «Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренних, веселых, литературных, детски озорных журналов» – отмечал бывший сотрудник «Ежа» и «Чижа» К. Чуковский. Эти издания самобытны от названия до оформления, от первой строчки до рекламы. Манера журнала – о серьезном говорить весело, остроумно.

«Еж» предназначался старшим школьникам, а «Чиж» - малышам. С журналами сотрудничали С. Маршак, Б. Житков, Д. Хармс, Н. Заболоцкий. Страницы журналов переполнены шутками, всевозможными розыгрышами. Сотрудники редакции считали, что воспитание детей должно проходить весело, непринужденно, без поучений; что ребенок лучше воспринимает идеи, высказанные в литературном произведении неожиданно, нестандартно.

В содержании «Ежа» и «Чижа» была заключена определенная система воспитания. Она предусматривала постоянный рост читателя, становление его мировоззрения, учитывала интересы детей разных социальных групп. Доминирующим же свойством журналов, которое объединяло все произведения, была их активная жизненная позиция: не чтение, а объяснение мира, не рассказ, а показ явлений, не занятие для досуга, а стремление сделать читателя деятельным участником событий.

С началом Великой Отечественной войны резко сократилось число изданий для детей, потускнели яркие цвета, а оставшиеся газеты и журналы заметно повзрослели в содержании. Но они оставались детскими – друзьями, советчиками и помощниками ребят. Такими были «Дружные ребята», «Костер», «Техника молодежи», «Смена», «Пионер».

Все годы войны вместе с ребятами была «Пионерская правда». Она учила стойкости и смелости, воспитывала чувство патриотизма. В редакцию приходили тысячи писем из разных мест страны, и все они были пронизаны одним – любовью к Родине, страстным желанием помочь ей изгнать врага.

в те годы особенно укрепилась связь с читателями. Со страниц газет и журналов говорил очевидец: воин, брат, сестра, друг. Из множества страниц писем с фронта, на фронт, из тыла врага и освобожденных районов, опубликованных с начала войны по май 1945 года, более трети посвящены теме ненависти к врагу.

К 1949 году на 16 языках народов СССР издавалось 36 комсомольских, 19 пионерских, 9 молодежных и 15 детских журналов, общий разовый тираж которых составлял около 4 млн. экземпляров.

В настоящее время в связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компьютера и сети Интернет, появилось очень много web-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Винни-пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и т.д.

Сочетание печатного слова и компьютерных достижений представляют собой явление уникальной в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (фотографии красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного – английского, основного в Интернете, поиграть в игру, развивающую логическое мышление и все это сразу!

Представители же юношеских СМИ участвует в благотворительных программах (Барнаул- САМИ, Омск- Школьные ступеньки, Чебоксары- Место встречи, Москва- Юнпресс, Киев- Лицей…), юношеские СМИ больше участвуют в решении социальных проблем подростков. Юношеские газеты становятся универсальными – дополняются ТВ и радиопрограммами, Интернет-сайтами и тем самым взаимно рекламируют друг друга, и дают возможность самим ребятам попробовать себя в разных направлениях, специализациях журналистики, а после школы точно определиться в выборе профессии и специальности.

В то же время многие юношеские СМИ очень далеки от реальных интересов, устремлений, жизненных принципов и реалий современных подростков.

В юношеской прессе общей методики обучения журналистике нет. Есть попытка изложить процедуру обучения журналистике. Это важное направление тормозит то, что в юношеских СМИ слабо развита научная деятельность. Создать газету подростков не трудно. Трудно ее сохранить и совершенствовать. Газета создается детьми для себя в первую очередь. Получается, что целью их газеты становится не донесение своих мыслей до читателя, а самовыражение. Они и писатели, и читатели в одном лице. Поэтому важной проблемой юношеской прессы становится отсутствие реального читателя, того, для кого создается газета.

Более половины юношеских СМИ не принимают участие в фестивалях, семинарах, лагерях и сборах прессы.

Государственные и учебные структуры не идут на прямое сотрудничество с малой прессой. Те же школы воспринимают школьные СМИ как карманную прессу. Юношеской прессе России уже несколько десятков лет, а до сих пор нет механизма сотрудничества с коммерческими и государственными структурами, а имеющиеся контакты строятся в основном на личных связях.

сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. По настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих поколений. Творческая судьба авторов детских журналов «Чиж» и «Еж» - тому ярчайший пример.

По подсчетам, в России работают более 5 тысяч юношеских и молодежных СМИ и их число постоянно растет. Юношеская пресса в России делает не только количественный рост, но качественно становится лучше и универсальной. Несмотря на трудности, многие юношеские СМИ развиваются стабильно и поступательно. После советской «Пионерской правды» (с 13 миллионным тиражом) детско-юношеская пресса перестала быть монополизированной, стала разнообразной по формам и вариативна по направлениям деятельности. При этом сохраняется неравномерное распределение юношеских СМИ по стране. Большая часть юношеских СМИ расположена в республиканских и областных центрах, экономически развитых регионах. В основном работа редакции школьных и студенческих СМИ держится на энтузиазме активистов и инициативных личностей. Но полной реализации потенциала мешают кадровые проблемы, организационные и материальные. Стало сложнее искать талантливых ребят, мечтающих связать свою жизнь с юношеской прессой. Лидеры и руководители юношеских СМИ находят дополнительные возможности и думают о будущем.

Молодежная пресса

В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась в различного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели. Дифференцированная для каждой возрастной группы, молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни[17].

Процесс дифференциации в молодежной прессе и, в частности, в детской и юношеской стал результатом возросшего интереса к определенным сферам знаний, творчества, искусства, материального производства, бизнеса, предпринимательства. Резкое расширение информационного поля привело к появлению все новых и новых изданий, адресованных детям среднего и старшего школьного возраста. Так, увидела свет в 1992 г. первая в Российской Федерации иллюстрированная «Детская деловая газета». Через год появились музыкальная литературно-художественная юношеская газета «Радость», познавательно-художественные журналы карманного формата для детей и подростков («Стригунок», «Наш лицей») и др.

В детской и юношеской прессе появился тип издания, практически ранее не существовавший. Во многих городах страны стали выходить газеты и журналы, издаваемые самими юными журналистами. Так, в Москве стала выходить газета «Глагол», в г. Екатеринбурге – «Честное слово», в г. Челябинске – «Баста!», в г. Пятигорске – «Веселый ветер», в г. Калуге – «Контакт», в г. Пушкин Ленинградской обл. – «Стена» и десятки др. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным в стране выходит более 100 изданий, выпускаемых юнкорами. Но лучшей из них и по содержанию, и по оформлению, и по обилию информации считалась выходившая в Москве «Юношеская газета». Она, как и газета «Глагол», распространялась по всей стране. Разовый тираж ее достигал 20 тыс. экз. Юнкоры – редакторы, ответственные секретари, корреспонденты, фоторепортеры, корректоры ощущали повседневную помощь своих старших коллег – профессиональных журналистов или опытных педагогов, имеющих склонность к журналистике.

Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга и т.д. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации. Она группируется в материалах рубрик «Бизнес-бой», «Импульс: ABC бизнесмена», «Живые деньги: заработай сам», «Купля-продажа: премудрости рынка» и др.

Типологическая и структурная перестройка детской и юношеской печати коснулась и выходившей десятилетиями газеты «Пионерская правда». Она стала выходить раз в неделю на восьми полосах. Почти третью часть газетной площади занимают красочные иллюстрации. Изменился и издатель «Пионерской правды». Теперь это акционерное общество «Молодая гвардия».

В детской журналистике появились альтернативные учредители – субъекты информационного процесса. Так, Союз журналистов Москвы является издателем газеты «Глагол», информационное детское агентство «Юнпресс» – «Юношеской газеты» и журнала «Недоросль», рекламно-издательский дом «Имидж» – «Детской деловой газеты», редакция газета «Федерация» – журнала «Наш лицей» и т.д. Группа частных лиц издает детский православный журнал «С нами Бог» и т.д.

Издания для юношества и изданий самих юных журналистов в подавляющей части отличаются друг от друга и по содержанию и по направленности. Кроме того, они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления. Если ежемесячная иллюстрированная «Детская деловая газета» выходит на 12 полосах, то такого же типа газета «Радость» – на 28. Но всех их объединяет главный признак: они полностью деидеологизированы и выходят как независимые газеты и журналы для детей и подростков.

Несколько по-иному сложилось положение в прессе, предназначенной для юношества. Возможность выбора читателем издания на свой вкус вызвала конкурентную борьбу не только в издательской среде, но и среди различных партий и политических объединений. Так, появились молодежные издания с определенными политическими пристрастиями, выражавшими свою партийную принадлежность. Среди подобных изданий – газета Российского Коммунистического Союза молодежи «Бумбараш», постоянная полоса «Молодежная смена» в газете Московской городской и Московской областной организации Коммунистической партии Российской Федерации «Правда Москвы». Многие материалы «Сокола» (ЛДПР), «Молнии» (РКРП), «Черной сотни», «Лимонки» и газет других партий и политических объединений адресованы молодежи.

И все же интересы широких молодежных масс выходят далеко за пределы политических пристрастий. Возможность выбора изданий, появившихся в условиях рынка и конкурирующих между собой, потребовала расширения информационного поля. Молодежную проблематику сделали для себя обязательной многие газеты. Они посвящают ей регулярно выходящие «Странички», специальные полосы, подборки. «Новая ежедневная газета» выпускает для студенчества еженедельную газету в газете «Латинский квартал», в «Аргументах и фактах» стало регулярным специальное приложение «Я молодой!». В «Московском комсомольце» и «Московской правде» часто появляется газета «Глагол», в «Курантах» – «POP – OK» и т.д.

Далеко за пределы понятий «молодежная печать» и «молодежная проблематика» вышли газеты «Комсомольская правда» и «МК – Московский комсомолец». Десятилетиями главным для них было формирование у юношей и девушек коммунистической идеологии, воспитание трудового энтузиазма. «Комсомолка» и «МК» и сейчас продолжают оставаться любимыми газетами не только молодежи, но и читателей старшего возраста.

Интерес различных возрастных групп к «Комсомольской правде», например, объясняется стремлением газеты держать своего читателя в курсе всех политических и экономических событий, сохраняя при этом такие качества как эмоциональность, доходчивость изложения, образность языка, публицистичность.

Иными путями добивается популярности в читательской среде «МК». Одни видят в нем массовое издание, другие – бульварную газету, третьи – охотника за сенсацией, а иные – любителя скандальных публикаций. Безусловно, все это имеет место в содержании, оформлении, даже в заголовках рубрик и газетных материалов. Но главное все же в оригинальности, своеобразии мыслей, звучащих со страниц газеты. Злободневность публикаций, их острота и бескомпромиссность привлекают и молодежную аудиторию, и читателей старших возрастных групп.

Газеты:

Детское издание является довольно значимым видом периодики. Оно призвано выполнять функцию социализации, помочь ребенку формировать собственный взгляд на окружающий мир, укреплять личностное начало, определить свое место в этом мире и научить новым навыкам. Все это было бы невозможно без придания информации правильной формы. Именно внешний облик издания помогает содержанию материалов достигать цели.
Начиная данное исследование, автор руководствовался гипотезой, заключающейся в том, что хотя с течением времени меняются приемы подачи материала на страницах детских журналов, издания продолжают выполнять свои основные функции, например, социализации, обучения, информирования и воспитания. И во многом этому способствует правильное оформление внешнего облика издания. На примере журналов «Мурзилка» за разные периоды времени автор рассчитывает проследить взаимосвязь детского восприятия и средств, которые использует дизайнер для формирования внешнего облика детской прессы.

Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами — история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.
Изучаемый журнал вобрал в себя последние тенденции развития детских изданий, он универсален по содержанию.

Интернет "Детская газета" обновляется раз в две недели. Читайте сказки, разгадывайте головоломки, просто веселитесь, и присылайте нам свои стихи, сказки, рассказы, рисунки, фотографии. Они будут опубликованы на сайте!)

Наши рекомендации