Пресс-служба как элемент структуры массовых коммуникаций в современном обществе.

Цели информационной политики организаций и учреждений.

Информационная политика - это управление информационными потоками. Основной задачей в построении информационной политики или управлении информационными потоками является "нахождение" приемлемого компромисса между необходимостью раскрытия информации и сохранения при этом той суммы сведений, которая относится к области коммерческой тайны.

Основное назначение информационной политики предприятия - предоставление сотрудникам компании действенного инструмента и правил для оценки важности вверенной им информации и эффективного использования ее в интересах предприятия с минимальным риском ущерба.

Целью информационной политики является обеспечение эффективного достижения бизнес - целей предприятия путем:

информационной поддержки принятия управленческих решений;

обеспечения сотрудников предприятия актуальной, своевременной, полной, достоверной, объективной информацией для решения конкретных должностных задач;

предотвращения потери, утечки, искажения информации;

обеспечения быстрого повышения уровня компетенции сотрудников до уровня, позволяющего эффективно решать поставленные задачи;

обеспечения постановки задач сотрудникам с учетом уровня их компетенции;

поддержки информационного обеспечения взаимодействующих с предприятием дружественных и нейтральных контрагентов;

информационной поддержки интересов предприятия в органах государственной власти;

информационного противодействия конкурентам.

Для достижения целей информационной политики требуется постоянное (циклическое) решение задач информационной политики.

Пресс-служба как элемент структуры массовых коммуникаций в современном обществе.

Пресс-служба - отдел, который может существовать в нескольких сферах общества: государственный, коммерческий, социальный. Для своего исследования мною был выбрана пресс-служба в государственном секторе.

Пресс-служба - группа людей, занятая сбором информации, хранением, обработкой и распределением информации.

Учитывая опыт Запада, российские органы власти в качестве одного из методов регулирования коммуникации между властью, средствами массовой информации и обществом избрали совершенно новую для страны структуру – пресс-службу. Пресс-служба входит в состав департамента госорганов и призвана обеспечивать качественное взаимодействие органов власти с общественностью при помощи средств массовой информации. Поэтому сложно выделить, на кого в большей степени должна быть направлена работа пресс-служб: на руководство или же на журналистов. Приоритеты меняются в зависимости от ситуации. Естественно, требования к пресс-службе у руководителей органов власти и журналистов разные. Власти хотят донести до общества ту информацию, которая необходима обществу и будет влиять на их имидж. Журналисту нужна информация, которая интересна аудитории.

В настоящее время именно пресс-службы являются наиболее распространенной организационной структурой, отвечающей за коммуникации между правящими органами и обществом. Это естественно: самый простой способ диалога с общественностью – сделать эффективного посредника – масс-медиа. Задача пресс-службы заключается в том, чтобы установить доверительные отношения с журналистами, что возможно только при предоставлении объективной информации, а также использовать эти достоверные отношения для продвижения какой-либо информации. Пресс-службы появляются в России в начале 1990-х гг., когда в силу демократизации общества, введения всеобщего избирательного права, появления независимых СМИ, гражданских институтов сложилась такая ситуация, когда деятельность государства стала невозможна без поддержки, одобрения и участия общества. Для этого в органах государственной власти были созданы специальные структуры, ведущие диалог с обществом на профессиональном уровне.

Пресс-служба эффективно действует при администрации президента РФ, правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, при тех или иных общественных или политических лидерах. «Пресс-службы можно рассматривать не только как подачку правительства или показатель его эффективности, но и как данность, происходящую из природы свободного общества и отношения государства к гражданину», – считает Стивен Хесс, американский специалист в области изучения основ президентской власти. Задача пресс-служб – информировать общественность с целью предоставления полной и объективной информации, на основе которой создается и поддерживается позитивный образ органа власти и власти в целом. Правительства располагают таким большим объемом информации, что им необходим эффективный способ доведения ее до граждан, и тогда на сцену выходит представитель правительственной пресс-службы. Этот человек, как репортер, работающий внутри правительства, собирает информацию для общественности.

3.Отношения власти и СМИ: правовое регулирование и практика

Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации. В СМИ включены периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерные накопление, обработка, передача и прием информации, система Интернет и др. Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией

Оптимальной модели отношений между государством и СМИ не придумал еще никто.

В советском прошлом, пресса была частью аппарата власти партии и правительства. Очевидно, что в ближайшие четыре года проблемы взаимоотношений государства и СМИ останутся в центре общественного внимания, точнее, в фокусе внимания той части общества, которая считает свободу печати ценностью. К сожалению, для весьма значительной части россиян она никакой ценностью не обладает. Так же, как и права собственности, и свобода предпринимательства.

Характер отношений между властью и СМИ в 2004-2005 гг. несколько изменился, хотя все изменения происходили в соответствии с тем импульсом, который был задан в 2000 году: Доктрина информационной безопасности, затем «зачистка» информационного поля от инакомыслия, огосударствление федеральных телеканалов, фактическое введение цензуры и самоцензуры в СМИ. В стране установлена монополия на информацию, поскольку два главных государственных телеканала страны — Первый канал и РТР — по охвату и степени влияния «перевешивают» все остальные 15 тысяч СМИ, выходящие сегодня в России. В разной степени эти тенденции характерны и для других СМИ. Поэтому в целом, достаточно объективным в отношении нашей страны выглядит рейтинг свободы слова, составленный авторитетной международной правозащитной организацией «Репортеры без границ», в соответствии с которым Россия занимает 140 место из 167 стран.

2004 год внес некоторые уточнения и новые акценты в сложившуюся схему отношений власти и СМИ. Во-первых, существенно снизилась роль СМИ в политике. После президентских выборов 14 марта и отмены губернаторских и думских одномандатных выборов, СМИ из влиятельного игрока или существенного ресурса на политическом поле превратились в мелкий подсобный инструмент

Во-вторых, в 2004 году власть открыто заявила о своем заказе на пропаганду. В конце года от Правительства поступил четкий заказ на информационное обеспечение монетизации льгот.

В-третьих, одновременно с заказом на пропаганду поступил запрос на серость. Изгнание из эфира вполне лояльных, но излишне ярких и профессиональных Леонида Парфенова и Савика Шустера стало знаковым событием 2004 медийного года.

В-четвертых, поскольку журналисты окончательно выпали из списка тех, с кем стоит считаться, власть поставила их в общий строй граждан, которых переехала монетизация. В 2004 году в политике властей в отношении СМИ нарастали две противоположные тенденции. Одна, прогрессивная, направленная на уход государства из медийной сферы и предоставление возможности медийным и журналистским самоуправляемым организациям регулировать отношения в этой сфере законами добросовестной конкуренции, профессионализма и нормами права

Свобода слова сегодня в России не только существует. Как и во всех обществах, находящихся на стадии анархо-демократии, она, по сути, абсолютна.

Это не означает, что в России нет проблем со свободой слова и угроз для нее. Эти проблемы и угрозы обусловлены тремя факторами.

1) Неумение и нежелание государства, провозгласившего свою демократичность, действовать в соответствии с демократическими нормами и правилами в этой сфере.

2) Безответственное использование свободы слова журналистами, что вызывает ответную, часто неадекватную реакцию государства.

3) Продолжающаяся «холодная гражданская война» внутри российского общества, его нестабильность, когда задача политического, а порой и физического выживания отдельных лиц, групп и самой власти заставляет их нарушать любые законы, в том числе и законы, охраняющие свободу слова.1

Свобода печати закреплена законодательно, наличествует в реальности, но в целом для общества воплощается как совокупность текстов и образов во всех российских СМИ, а не в каждом в отдельности. В принципе – это приемлемый стандарт.1

Цензура запрещена законодательно, фактически отсутствует в практике СМИ, кроме корпоративной цензуры, юридически, впрочем, тоже не существующей

Свобода массовой информации в России наличествует не в полной мере – прежде всего из-за многочисленных табу, негласно налагаемых на те или иные темы, как государством, так и частными владельцами СМИ и близкими им по бизнесу или политическим интересам группами.

Несмотря на то, что определенное (ограниченное) присутствие государства на рынке СМИ объективно необходимо (а субъективно власть никогда полностью от него не откажется), оптимальным можно считать следующий сценарий дальнейшего развития СМИ России.

1) Государству, центральной власти нет нужды иметь более одного контролируемого ею телеканала (первого или второго, максимально охватывающих территорию и население страны).2) Один или два центральных телеканала должны быть трансформированы в общественное телевидение.3) Остальные центральные каналы должны быть реприватизированы.4) То же самое должно быть сделано и в сфере радиовещания.5) Категорическим императивом является постепенный вывод всех региональных и местных телерадиовещателей из-под прямого или косвенного контроля региональных и местных властей путем прямого запрета, установленного законом.6) Нет политической необходимости в том, чтобы какие бы то ни было печатные СМИ, как центральные, так и региональные и местные находились во владении (прямом или косвенном) любых властных органов. Запрет на такое владение должен быть установлен законодательно и одномоментно.7) Все типографии страны должны быть приватизированы и акционированы безо всякого участия государственных структур.

Наши рекомендации