Национальный суверенитет в области конституционного права

Суверенитет как атрибут государства появился одновременно с возникновением государства. Идеи и концепции о суверенитете появились намного позже, к концу средневековья. Идея независимости государств была поддержана Франческо де Виттория (1480-1546), Франческо Суаресом (1548-1617), Альберико Джентили (1552-1608). Считается, что первым разъяснил концепт суверенитета Жан Бодэн (1530- 1595) в своей работе «Шесть книг Республики» («Les six livres de la Republique») (1576г.). Считая, что суверенитет имеет божественную природу, он определил его как абсолютную верховную власть государства, неотчуждаемую, неотъемлемую, стабильную и неделимую.

В старой юридической доктрине суверенитет считается тем же, что и государственная власть. На протяжении истории концепт суверенитета развивался в зависимости от целей и ценностей общества.

Суверенитет народа - право народа решать свою судьбу, определять политическую линию государства и состав его органов, а также осуществлять контроль их деятельности. В обществе, в котором государственная власть принадлежит народу в целом, суверенитет народа идентифицируется с суверенитетом государства.

Национальный суверенитет - право на самоопределение и на самостоятельное развитие каждой нации, обладает она или нет собственной государственной организацией. Когда нация сформирована в суверенное и независимое государство, национальный суверенитет идентифицируется с суверенитетом государства.

Государственный суверенитет является общей характеристикой государственной власти. Он является верховным на территории государства и независимым от любой чужой власти. Это право государства разрешать свои внутренние и внешние дела, исключая любое вмешательство других государств. К главенству и независимости присоединяется обязательство соблюдения прав других государств и норм и принципов международного права, принципа суверенного равноправия государств.

Суверенитет исключает случайность, нарушение суверенитета других государств. Суверенитет не должен быть привилегией крупных и сильных государств в ущерб другим государствам.

Часто эти три понятия содержатся в одном. Нельзя говорить о трех абсолютно разных понятиях.

В большинстве современных государств конституции провозглашают народ обладателем национального суверенитета. Это принцип составляет основу современного конституционного права.

Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании или согласно похожей процедуре, обеспечивающей свободу голоса.

Конституция РМ (ст. 2, ч. 1) предусматривает: «национальный суверенитет принадлежит народу РМ, осуществляющему его непосредственно и через свои представительские органы в формах, определенных Конституцией».

Главное выражение национального суверенитета в современном государстве материализуется посредством процесса законотворчества. Законотворчество осуществляется непосредственно народом в условиях прямой демократии. В системе правления представительской демократии суверенитет осуществляется от имени народа избранными представителями.

Граждане выполняют суверенитет через право голосования. Граждане обладают избирательными правами. Из самого принципа национального суверенитета следует, что все граждане равно призваны выполнять эти права.

Избирательные права - это основные политические права граждан, посредством которых они осуществляют государственную власть - право избирать, право быть избранным и право на отзыв. Избирательные права причислены к основным правам человека, в то же время они сгруппированы в категории исключительно политических прав.

Право избирать. В соответствии с законодательством РМ право избрать имеют граждане РМ, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом.

Право быть избранным имеют граждане РМ, обладающие избирательным правом и соответствующие предусмотренным Кодексом о выборах условиям избрания. Не могут быть избранными: военнослужащие срочной службы; лица, не имеющие права избирать; лица, имеющие непогашенную судимость; граждане, которые в силу занимаемой должности не имеют права быть членами партий и других общественно-политических организаций, приостанавливают с момента регистрации в качестве конкурента на выборах свою деятельность с этой должности.

Отзыв имеет место в случае, когда количество подписей на петиции (от 20% до 30%) требует организации и проведения специальных выборов в целях прекращения полномочий ранее избранного официального лица. Основания, по которым прекращаются полномочия могут варьировать от противозаконных действий до публичного недовольства избирателей. В РМ отзыв как форма правления демократии может применяться только в отношении примаров.

8. Понятие и правовая природа парламентского мандата

Мандат (от лат. Mandatum - «то, что доверено») - полномочие, данное гражданами избранными им лицу, на то, чтобы он говорил и действовал от их имени.

Парламентский мандат полномочие, данное депутату, на выражение пожеланий и волеизъявления граждан, которые его избрали в представительные органы государства. В то же время, мандат означает одновременно и миссию, доверенную избирателями избранному и длительность этой миссии.

Национальная доктрина конституционного права, в том числе основные источники конституционного права (Конституция, Закон о статусе депутата парламента), не дают толкование понятию парламентского мандата. И все-таки он может быть определен следующим:

! парламентский мандат является промежуточным средством между народом, в качестве обладателя национального суверенитета, и его представителями в законодательном органе государства;

! обладатели парламентского мандата называются депутатами. В системе двухпалатных парламентов одна из палат называется собранием депутатов (представителей), а другая - сенатом, члены которого называются сенаторами;

! парламентский мандат является, преимущественно, результатом парламентских выборов. Депутаты избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании;

! содержание парламентского мандата обусловлено нормами Конституционного права, содержащимся в Конституции, законом о статусе депутатов Парламента, регламентом Парламента;

! парламентский мандат является общим: благодаря этому его исполнение не обусловлено необходимостью утверждения каждого акта избирателями;

! прекращение парламентского мандата осуществляется в зависимости от избирательной системы, примененной в процессе формирования Парламента или, в других случаях, строго определено законом.

Парламентский мандат является полномочием на представление. Политически, он представляет собой соглашение между избирателями и желающими получить мандат, стоящими на какой-либо избирательной платформе. Юридически, он обозначает публичную должность, содержание которой предопределено законом. Его обладатель наделяется путем избрания.

Мандат является представительным (не императивным) и как таковой состоит в отсутствии какой-либо процедуры отзыва. Каждый парламентарий представляет Нацию в целом.

Парламентский мандат не является гражданско-правовым полномочием, поскольку не вмешивается в сферу гражданских правоотношений и не вытекает из договора. Он является результатом выражения коллективного волеизъявления избирательного корпуса.

Парламентский мандат является полномочием конституционного права. Он обладает следующими основными качествами:

Парламентский мандат является общим, парламентарий является представителем всей Нации и во всех ее интересах. Данная характеристика нашла свое подтверждение в ст. 68 ч.1 Конституции РМ, провозглашающей: «При исполнении мандата депутаты находятся на службе у народа».

Парламентский мандат является независимым. Независимость мандата предполагает, что депутаты (сенаторы) не действуют на основании каких-либо инструкций избирателей. Они поступают согласно своим убеждениям. Решения представителей, назначенных путем выборов, не требуют утверждения народа для того, чтобы обрести юридическую силу.

Парламентский мандат не подлежит отмене. Это дополнительная гарантия независимости и предполагает невозможность отзыва избранных депутатов или сенаторов до истечения срока мандата. Ст. 68 ч. 2 Конституции РМ, Закон о статусе депутатов Парламента (ст. 2) устанавливают: «Всякий императивный мандат недействителен».

Парламентский мандат обладает предопределенным содержанием - права и обязанности парламентария устанавливаются Конституцией и законами.

9. Осуществление юридискционной деятельности

Судебная власть, согласно теории разделения властей в государстве, представляет собой систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

У судебной власти имеются собственные специфические органы, которые, в отличие от правовых институтов, не регулируют социальные отношения, а определяют формы организации, структуры и деятельности судебной власти, формы реализации правосудия и др.

В соответствии с действующим законодательством, в РМ судебная власть представлена системой судебных инстанций, Высшим советом магистратуры и прокуратурой.

В соответствии с законодательством, судебная власть независима, разделена от законодательной и от исполнительной властей и наделена собственными полномочиями. Правосудие осуществляется именем закона.

Ссылаясь на функции судебной власти, отметим, что основная функция, естественно, осуществление правосудия. Однако, помимо указанной, судебная власть выполняет и множество других функций, что объясняется отличительными чертами судебной системы, структура которой состоит из органов, различных по своему статусу, которые выполняют различные социально-юридические роли, разрешая различные споры.

Субъекты судебной власти (Высшая судебная палата, судьи и др.) реализуют следующие функции: рассматривают и разрешают в пределах своей компетенции гражданские, уголовные, административные и другие споры, поддерживают правопорядок, защищают различные формы собственности, обеспечивают судебную защиту политических, социальных, экономических, гражданских и др. прав, воспитывают судебную культуру, уважение к нормам социальной морали и человеческим ценностям.

Судебная власть осуществляет правосудие в целях защиты и реализации основных прав и свобод граждан и их ассоциаций, предприятий, учреждений и организаций. Инстанции судят все споры, касающиеся гражданских, административных и уголовных правоотношений, а также любые другие споры, в отношении которых закон не устанавливает другую компетенцию. Осуществляя правосудие судебные инстанции защищают государственный строй РМ от любого посягательства.

Отличительной чертой судебной власти является участи представителей народа в осуществлении правосудия. Так, в Конституции РМ отмечен публичный характер судебных прений: «Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебно разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры».

Обязательной характеристикой судебной власти является авторитарный характер полномочий судебных инстанций. Это выражается в том, что приказы и распоряжения, изданные инстанциям при выполнении своих полномочий, являются обязательными без исключения для всех государственных органов, организаций, физически и юридических лиц. Исполнение судебных приказов и решений суд гарантировано государственной властью.

Независимость судебной власти предполагает, что судебные инстанции осуществляют свою деятельность самостоятельно (без вмешательства из вне и без подчинения), своими силами, обладая дл осуществления своих функций всеми необходимыми полномочиями, присвоенными законом. Решение судебной инстанции не нуждается в каком-либо подтверждении. Конкретные приговор или судебное решение приобретающие силу закона, являются обязательными к исполнению. Обязательный характер приговоров и других окончательных судебных решений отмечен в ст. 120 Конституции РМ «Соблюдение вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений, а также содействие судам в ходе судебного процессе в исполнении вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений обязательны».

В соответствии с Конституцией РМ, Законом о статусе судьи и другим нормативным актами, судьи судебных инстанций независимы, беспристрастны и несменяемы. Они назначаются на должность Президентом РМ по представлению Высшего совета магистратуры (ВСМ). Председатель и судьи Высшей судебной палаты (ВСП) назначаются Парламентом по представлению ВСМ.

Судья является лицом, наделенным конституцией полномочиями по осуществлению правосудия. В целях осуществления правосудия, судьи обладают полноправными полномочиями, установленными законодательством. Требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, обязательны для всех физических и юридических лиц. Их невыполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Судья является основным фактором в осуществлении правосудия и гарантировании прав человека. Именно на этом утверждении будет основываться изложенное ниже.

Будучи ключевым персонажем в правовом государстве, судья призван решать если орган власти действовал на основании правового статуса и в пределах, признанных законом, а также, если физические лица обосновали свою деятельность на своих субъективных правах или на защищенных законных интересах.

Деятельность судей может контролироваться вышестоящей инстанцией, выполняющей свои функции во время рассмотрения спора.

При выполнении функций и обязательств судьи особую роль занимает его личность, его профессиональная подготовка.

В системе разделения властей, свойственной правовому государству - судья, для выполнения своих ответственных задач, должен быть независимым и подчиняется только закону.

В данном контексте, на независимость судьи ставится особый акцент, поскольку в правовом государстве правосудие является независимым.

Независимость судей предполагает высокие профессиональный уровень, ответственность и нравственность судьи. Она не является и не должна быть личной привилегией, а гарантией для граждан. В этом смысле независимость и беспристрастность судьи должна быть обеспечена государством как de jure, так и de facto.

Судья не является независимым, если его повышение, права, материальные и социально-культурные потребности, а также денежные компенсации подчинены дискреционной воле других государственных властей.

Функция судьи несовместима с какой-либо другой публичной или приватной должностью, за исключением преподавательской и научной деятельности. Также, судья и лицо, приравненное к нему, не может быть депутатом в Парламенте или советником в местных органах публичного управления, быть членом партий или других социально-политических организаций или осуществлять политическую деятельность. Эти положения дополнительно обеспечивают независимость судей и предупреждают конфликт между частными и публичными интересами.

10. Государственная власть (понятие и сущность государственной власти)

Власть (от лат. potestas - власть, полномочие) - это полномочие или право осуществлять какие-либо действия, способность внушать свою волю другим или осуществлять власть над другими. Власть может быть разных видов: политическая, законодательная, судебная, духовная и т.п.

Власть обозначает совокупность или систему отношений власти, образовавшихся в исторически сложившемся обществе, выражающих авторитет, которым индивид или группа индивидов обладает над другими, в целях реализации общей цели, взятой на себя членами сообщества или внушенной им лицами, осуществляющими власть.

Власть является явлением отношений (она предшествовала формам ее выражения), является социальной энергией. Цель власти может быть преднамеренно избрана (взята на себя) теми, над которыми осуществляется власть, или принуждена (внешнее воздействие). Отношения, существующие между субъектом и объектом власти, объясняются средствами, к которым прибегает власть для своего осуществления.

Власть является социальным явлением по своей сути. Она не может зародиться вне общества и может выразиться только посредством социальных отношений.

Власть - это условие социального строя, а свобода и благо возможны только в таком строе.

Характер власти: власть является эффективной силой выражения и реализации воли как воли обязательной для всего общества.

Государственная власть является принудительной властью. При реализации своей воли правители обращаются к целой системе средств, даже к государственному принуждению против тех, кто им не подчиняется. Этот элемент отличает государственную власть от любой другой существующей социальной власти.

Социальный характер государственной власти. Организованная власть возникла как власть социальных сил (групп, классов) и использовалась в целях упрочивания и защиты их интересов.

Суверенность государственной власти представляет собой верховенство и независимость власти в выражении и реализации воли правителей как государственной воли.

11. Конституционные принципы организации судебной власти и правосудия.

Основные принципы правосудия очень важны, поскольку:

в отсутствие специального или приблизительного текста закона, которым руководствуется суд при разрешении судебных дел, он прибегает к аналогии права, к применению основных принципов;

основные принципы определяют само правосудие, характеризуя его самые важные черты;

предусмотрены в Конституции РМ, в Законе о судебной организации и в других специальных законах, образуя систему независимых и взаимно обусловленных принципов.

В области правосудия принципы группируются в организационные и функциональные.

Организационные принципы предусматривают порядок учреждения судебных инстанций, а функциональные - процедуру осуществления правосудия.

Существуют следующие принципы: законодательный принцип, осуществление правосудия только свободным доступом к юстиции, презумпция невиновности, публичный характер судебных прений, принцип противоречивости, обоснование всех действий судебных инстанций, право на защиту, независимость судей.

В современных обществах правосудие является одной из фундаментальных функций государства. А управление правосудием представляет собой один из основных атрибутов суверенной власти.

В древнем праве юстиция долгое время считалось частной деятельностью. Современная юстиция является результатом длительной исторической эволюции.

Разрешение разногласий между частными лицами не может рассматриваться в цивилизованном обществе как деятельность данных лиц. Осуществление правосудия выше частных интересов. Она является обязанностью судебных органов. Поэтому, современные законодательства наделяют юрисдикционной функцией специализированные государственные органы.

Согласно ст. 115 ч. 1 Конституции «правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами».

Что касается рассмотрения уголовных дел, исследуемый принцип детально предусмотрен ст. 7 УПК РМ, отмечающей, что «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию до фазы вынесения окончательного приговора на условиях закона судебной инстанцией».

Указанные тексты означают признание полной компетенции судебных инстанций при рассмотрении гражданских споров, в отношении которых закон не устанавливает другой компетенции. Как следствие, для того чтобы государственный орган обладал компетенцией рассмотрения конкретного спора, необходим специальный текст, который бы наделял его такой компетенцией.

Наши рекомендации