Основные направления современной политологии.

Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов США.

Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований методов в зарубежной политологии:

1. Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.

2. Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности.

3. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.

4. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.

Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с кон.XIX в. , прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:

1. период - с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

2. период - между двумя мировыми войнами.

3. период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деятельности правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция все заметнее проявлялась также при исследовании самого политического поведения индивидов. Особенно она обнаружилась в работах А. Бентли, В. Вильсона.

Второй период характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентического и антисциентического. Первое направление, связанное с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро, базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни, и превращения политологии в науку предсказания. Второе направление (антисциестическое) видным представителем которого был Ч. Бирд, критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных, по частным проблемам со ссылкой на специфические практические дела, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направлениями имела положительное влияние на развитие американской политической науки, она способствовала сближению политологии с социологией (использование разработок социологов по научному инструментарию исследований), с психологией (перенос в политологию идей психоанализа).

Наконец, характеризуя третий период, можно выделить следующие направления:

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации. Если рассматривать методологию американской политической мысли исходя из вышеуказанных 4 направлений исследований, то:

1.Сравнительная политология- предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди видных представителей этого направления можно выделить

Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского.

2.3.Международные отношения и мировая политика, а также изучение отношений между Востоком и Западои - основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными специалистами в этой области в США являются Маккой, Каплан, Рассет.

4.Исследование динамики общественного мнения - основным методом исследования служит статистический метод, он помогает наглядно изучить и оценить политическое поведение граждан, их политический опыт и ожидания. В числе известных представителей данного направления в США находятся Даль, Дойч, Хантингтон, Джонс, Феслер и др.

Таким образом перечисленные направления современной политологии являются общими и в то же время в научных исследованиях конкретных стран (Примером служило США) они подразделяются на более узкие области политического исследования.

Немецкая школа политической науки.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2. Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма

(Видные представители Арендж, Поппер)

3. Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

7) Власть, как социальное явление. Концепции власти.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и пове-дение людей с помощью каких-либо средств (воля, авторитет, право, насилие и т.д.).

Мотивы подчинения людей:

1. Заинтересованность в достижении цели;

2. Убежденность в необходимости выполнения задачи;

3. Авторитет властвующего;

4. Чувство страха.

Морис Дюверже: три исторических формы власти:

1.Анонимная власть – распыленная среди членов примитивного общества (догосударственная власть)

2.Индивидуализированная власть – возникла с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельность.

3. Институализированная власть – современная.

Современные политологи выделяют четвертую форму власти:

4. Надгосударственная власть – представлена законодательными. (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами.

Основные подходы к решению вопроса о политической власти.

1) Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних. Она исходит из божественного объясне-ния природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю.

2) Психоаналитические концепции власти. Существует много психоаналитических концепций. Уче-ние Фрейда: власть, как сублимация подавленных сексуальных влечений. Сублимация – термин психоана-лиза, обозначает переход низших форм энергии в высшие. Адлер исходил из того, что человек не приспо-соблен, он уступает другим животным. Он есть существо неполноценное. И если бы у него не было бы стремления к власти он бы не выжил. Власть – компенсаторный механизм, с помощью которого человек компенсирует свою неполноценность. Власть – врожденное свойство человека.

3) Неофрейдизская - наличие двух психологических типов (управляющие и управляемые). Власть - особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Индивид подчиняется силам, находя-щимся вне его сознания.

4) Бихевиоризм – возник на основе синтеза идей Ницше и Фрейда. Представители данного методоло-гического направления рассматривают власть как особый тип поведения, основанный на возможности из-менения поведения других людей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное». Политиче-ский процесс в соответствии таким подходом рассматривается как столкновение индивидуальных стрем-лений к власти, в котором побеждает сильнейший

5) Системный подход - власть выступает как безличное свойство, неотъемлемый атрибут политиче-ской системы, как социальные отношения, а не биологические свойства индивида. Власть – свойство ста-тусов, которые наделяются ресурсами, что бы руководить деятельностью людей. Основное назначение власти видится в авторитарном распределении ценностей и принятии решений. Способность субъекта действовать, ставить условия.

6) Марксистский подход - власть, как социальный феномен, а не биологический. Власть в обществе связана с монополией на определенные диффицитные ресурсы. Власть - это способность оказывать влия-ние на людей с помощью авторитета, это право распоряжаться кем-либо и чем-либо.

7) Инструменталистский подход – сторонники этого подхода исследуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения.8) Реляционистские концепции (представитель – Ронг) - власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду или группе изменять поведение другого индивида или группы.

9) Конфликтологические теории - рассматривают власть как возможность принятия решений, ре-гулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

Наиболее общее определение - определение М.Вебера, который определял власть, как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществлять свою волю, не-смотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.

8) Функции власти и принципы ее осуществления. Типология власти и ее легитимность.Функции политической власти:

1) Согласование интересов различных социальных слоев для достижения общего согласия.2) Принуждение к выполнению определенных социальных норм. 3) Нормативная (создание единого нормативного пространства). 4) Арбитражная (урегулирование социальных конфликтов).5) Функция защиты по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Основой механизма осуществления государственной власти является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть государства.Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство и легитимность Существует два элемента политической власти: принуждение и убеждение (при отсутствии убеждения - появляется господство)

Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Политическое господство предполагает наличие трех условий:

1) появление у власти устойчивых институтов, которые одним дают право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывают повиноваться.

2) структуризация власти, четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;

3) консолидация власти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов.

Власть может быть и без насилия, т.е. добровольное подчинение. Это и получило название легитимности власти (убеждение населения в правомочности и законности власти).В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три типа легитимности:1) Традиционная - возникла благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (вера в божественность власти).

2) Харизматическая - основана на вере в выдающиеся способности политического лидера 9не системе). 3) Рационально – легальная – основывается на убеждении населения в законности избрания власти, опирается на рациональные, признаваемые им законы (для демократических государств).

В реальности существуют смешанные типы легитимности.

Признаки падения легитимности власти:

1) Рост принуждения со стороны власти

2) Запрет на политическую оппозицию и оппозиционную прессу.

3) Ограничение прав и свобод

4) Рост коррумпированности власти

5) Низкая экономическая эффективность

6) Революции, восстания

9) Понятие политической системы и ее структура.

Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества. Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы, использовав понятия «вход» и «выход».

На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

Политическая система - это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление.

Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы:

1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

6.Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

10) Функции и типология политической системы.

Одна из наиболее дискуссионных проблем темы - типология политических систем. В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют (Типология К. Поппера):

1. Открытые (активно обмениваются ресурсами с внешним миром)

2. Закрытые (характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил:

1. Англо-американскую (устойчивость, стабильность)

2. Континентально-европейскую (фрагментальность (раздробленность)

3. Доиндустриальную и частично индустриальную (закрытый тип политической культуры, частые захваты власти, насилие)

4. Тоталитарную (подданническая политическая культура, ценности и образцы задаются государством).

Функции политической системы:

1. определение целей, задач, путей развития общества;2. организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;3. распределение материальных и духовных ценностей;4. согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;5. разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;6. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;7. формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;8. контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Выделяют несколько оснований для классификации:

1. по типу формации и характеру социально-экономической структуры (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая политические системы); 2. по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная политические системы);3. по социальной основе (военная, гражданская, национально-демократическая политические системы); 4. по уровню развитости гражданского общества (традиционные, модернизированные политические системы);

Наши рекомендации