Особенности деятельности журналистов сетевых изданий. Мобильный репортер - новый тип журналиста.
Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.
Web-журналистика существенно отличается от традиционной. Первой точкой ветвления здесь являются масштабы статей: аудитория электронных СМИ не проглатывает материалы, превышающие по объему 8-10тыс. печатных знаков.
Во-вторых, традиционные и сетевые издания имеют принципиально разных читателей.
И, наконец, сетевые СМИ имеют конкурентное преимущество по качеству и скорости обратной связи. Интернет-журналистика может приобретать интерактивные формы путем встраивания в материал опций комментариев и форумов, что помогает быстро получать отклики от читателей и анализировать качество проделанной работы, а так же актуальность выбранной темы. Анализ такого живого диалога с аудиторией часто дает начало новому циклу статей или постоянной рубрике.
Одним из преимуществ профессии является возможность удаленной работы, не подразумевающей постоянного присутствия в офисе. Таким образом, редакции могут привлечь к сотрудничеству самый широкий круг специалистов, включая студентов очного отделения, иногородних и представителей других специальностей.
Онлайн-журналисту мало иметь в своей профессиональной копилке лишь качества, необходимые "традиционолисту" для достижения успеха: грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль, универсализм, настойчивость, такт, талант, коммуникабельность, профессиональная этика, опыт, интуиция, правовая подкованность.
Он должен уметь особым образом организовывать свой текст, делая его минимально кратким, но максимально выразительным. От него требуется так же дизайнерское чутье: как при помощи графических или анимационных средств выделить нужное слово или мысль, как правильно вставить гиперссылки, не "утяжелив" ими статью, как оформить подзаголовки и т.п.
Для любого СМИ характерны следующие стадии журналистского процесса: поиск и отбор информации, создание и публикация материала. Однако цифровое измерение накладывает отпечаток на все этапы журналистской деятельности. Сетевая среда позволяет как журналисту, так и читателю намного шире и быстрее работать с информацией.
При поиске информации журналист может использовать различные источники информации. Это могут быть тексты, официальные документы, пресс-релизы, интервью и т.п. Увеличивающееся количество этой информации оцифровывается и выкладывается в сеть, обеспечивая тем самым изменение процесса поиска информации журналистом. Эффективность работы журналиста зависит от его умения пользоваться поисковыми системами. При умелом использовании механизма поисковых машин перед журналистом открываются широчайшие возможности, а именно:
- широта доступа к источникам – электронным библиотекам, словарям, энциклопедиям, статистическим данным, картам, адресам, сетевым базам данных, архивам и т.п.;
- объем информации – миллионы и миллионы документов, историй, мнений собраны в одном месте – в сети Интернет;
- скорость доступа через поисковые машины – на поиск необходимой информации затрачивается несколько минут. Чем правильнее будет сформулирован запрос, тем эффективнее будет работа по поиску нужных документов.
эпоху, когда приходилось собирать данные по крупице в течение длительного времени. Анализ большого количества информации с целью выявления тенденций, несоответствий и т.п. – это новый инструмент в работе сетевого журналиста.
Процесс публикации в традиционных СМИ довольно сложен. Выпуск ежедневной газеты – это процесс, требующий четких и отлаженных действий большого количества людей. Сетевое издание открывает новые горизонты в распространении информации и построении динамичного контакта с аудиторией. Одной из основных характеристик сети и сетевых СМИ выступает оперативность и быстрота обновления информации.
Сеть же дает возможность обновлять материалы минута за минутой, сразу же после их поступления.
Использование мультимедиа
Мультимедиа может предоставить журналистике использование многоуровневой структуры в представлении информации. Например, пользователь может слушать интервью и одновременно читать журналистский отчет. Потенциал мультимедиа в полной мере может реализоваться в том случае, если телевидение объединится с Вебом.
Нелинейная конструкция
Сеть базируется на нелинейном (многопотоковом) принципе потребления информации. Так, потребителям не требуется переключаться от одного материала к другому, третьему, с одной волны на другую. Выбрав интересующие их материалы, они могут прочитать сначала 2-й, потом 5-й и 6-й, потом 15-й, а потом вернуться на 4-й. Это сеть, но не единый поток.
Модель потребления информации в сети Интернет управляется аудиторией, но не поставщиком информации. Это и есть нелинейное потребление. Такая модель потребления информации вызывает потребность заново продумать процесс написания текстов. Если вместо этого продолжать представлять информацию отдельными гомогенными единицами, как это сделали бы журналисты в газете, читатель прочтет только один материал с экрана монитора и покинет сайт, возможно, навсегда. Так можно потерять 50 % потенциальной аудитории. Читая текст, люди не хотят пробираться через А, Б, В, Г и Д, чтобы добраться до Е, которая их интересует. Они могут вообще не знать, что Е вообще существует. Однако, если Е предполагается как отдельный текст, но связанный с А, Б, В, Г и Д, возможно привлечь читателей и к Е.
Другими словами, имея собранную по теме информацию, нужно постараться составить из нее серию взаимосвязанных текстов, которые вместе будут представлять общее покрытие темы, но которые могут быть прочитаны по отдельности. Этим можно привлечь и удержать большее количество аудитории.
Как мы увидели, каждое из определяющих качеств сети может иметь основательное воздействие на процесс журналистики. Пришествие этого «невероятного монстра», как назвал в свое время Интернет Brian Appleyard, рассказал нам о мире журналистики и как она реагирует на изменения.
Существенно изменяются и взаимоотношениям между репортерами и читателями. Журналисты становятся как бы архитекторами информации.
Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.
--------
В начале третьего тысячелетия стали говорить о принципиально новом явлении в журналистике. Синтез всех новейших информационных технологий вместе взятых привел к возникновению особой формы профессионально-творческой деятельности - мобильной журналистики.
Мобильный телефон - давно уже не только средство связи. SMS, служба обмена короткими текстовыми сообщениями во многом изменила нашу культуру. Введение sms упростило разработку автоматических систем, так или иначе «общающихся» с абонентами мобильной связи.
Однако для журналистики появление смс не было особенно значимо: удобнее надиктовать репортаж, чем набирать его на клавиатуре мобильного телефона. Потенциал неголосового применения мобильных телефонов в журналистике стал заметен, когда телефон объединили с фотоаппаратом и придумали способ передачи изображений - обмен мультимедиа-сообщениями (mms).
Российские фанаты фотографии мобильным телефоном назвали это искусство «мобилографией». Это своего рода фотографический импрессионизм - утверждают они. Мобилография - почти исключительно российский феномен.
В Америке, Азии и Европе популярно другое явление - «моблогинг». Моблогинг - это ведение блога с мобильного телефона. Снятый телефоном материал посылается в виде mms или электронного письма на определенный e-mail адрес. С этого адреса корреспонденцию забирает скрипт блога, перерабатывает ее и публикует в интернет-дневнике..
Большинство моблогов рассказывает о жизни своего владельца, о его перемещениях в пространстве. Однако моблоггинг нередко также используют как средство гражданской журналистики* - особенно когда нужна оперативность в доставке изображений.
* Термин «гражданская журналистика» впервые стал использоваться в американской теории СМК, где за ним закрепилось два направления – civic journalism и citizen journalism. Оба термина можно перевести на русский как «гражданская журналистика», но при этом они имеют принципиально разные значения.
Civic journalism – это социально активная журналистика, «направленная на развитие гражданской активности читателей и вовлечение их в публичную жизнь; одновременно это связано с участием читателей в реализации редакционных проектов». Основополагающим данного понятия является убеждение в том, что журналистика несет ответственность перед обществом и имеет перед ним долг, который заключается в добросовестном исполнении журналистской обязанности объективно освещать новости без сокрытия фактов.
«Мы можем говорить о том, что такой тип журналистики возникает не стихийно, как блоггерство (гражданская журналистика), это осознанный выбор профессионалов, выбор новой философии журналистского творчества, выработка нового подхода к миссии журналиста, переоценка значения журналистики как социального института в процессе формирования демократии и гражданского общества».
Citizen journalism, в широком смысле, подразумевает то, что журналистикой занимаются не профессиональные журналисты, а обычные граждане: они собирают и публикуют (чаще в Интернете, нежели в печатных СМИ) новости, не преследуя коммерческой цели.
Моблогинг становился основным источником информации во время топ-событий. Во время большого южноазиатского цунами в 2004 году моблоги отдыхающих стали единственным источником фотографий и видео с места стихийного бедствия, поскольку интернет там не работал.
Таким образом, можно говорить о мобильной журналистике как подвиде гражданской журналистики. Тем не менее, начинают появляться и мобильные репортажи, которые ведут профессиональные журналисты.
Можно сформулировать такой закон журналистики и свойство информации вообще: скорость передачи информации обратно пропорциональна ее качеству. Речь идет не только о технических возможностях каналов передачи, но и о необходимости журналисту уделить время для сбора данных и их анализа.
Ведение мобильного репортажа имеет смысл, когда
1) освещаемые события привлекают значительное внимание, имеется желание получать как можно более оперативные новости;
2) визуальная информация с такого события имеет значение;
3) на месте отсутствуют другие каналы интернет, кроме мобильных.
Под такие требования попадают, среди прочего, массовые политические акции, выборы, стихийные бедствия, войны, концерты на открытых площадках, фестивали вдали от городов, масштабные празднования.