Киевская Русь
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
Рис. 1. Схема устройства Древнерусского государства
(раннефеодальная монархия)
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина X века) — время первых киевских князей. Второй (вторая половина X — первая половина XI века) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI — начало XII века) — переход к территориально-политической раздробленности.
Процесс образования Древнерусского государства нашел отражение в «Повести временных лет»: «В год 6370(862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами, судил по праву”. И пошли за море, к варягам, к руси (“идоша за море к варягом, к Руси”). Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманы и англы (“сице бо тии звахуся варязи русь...”),— вот так и эти прозывались. Сказали русь, чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка (“наряда”) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для норманской теории. Авторами этой теории были приглашенные в XVIII веке в Россию немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Покопавшись в летописях, они выявляют известие о призвании варягов в его первоначальной версии и излагают ее в качестве наиболее правдоподобной.
Призвание варягов принимали М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин. «Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться» (Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. I. М., 1993). В XIX и в начале XX века традиционная версия не вызывала возражений у крупных историков. Ее принимали М. П. Погодин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.
Слово «Русь». По предположению автора «Повести временных лет», первоначально так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение. Позднее Русь, или Русская земля,.. — получило географическое значение. Наконец, в XI–ХII веках, когда Русь, как племя, слилась с туземными славянами, оба эти термина — Русь и Русская земля — являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям. В. О. Ключевский пишет в «Курсе русской истории» (Т. I. M., 1987), что «имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения; те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме Нrorекr, Олег по древнекиевскому выговору на о — Helgi, Ольга — Helga, Игорь — Ingvarr и т. п.».
Современные авторы сборника «История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в.» (Т. I. М., 1991) считают: «В оценке реальной роли пришлых варягов в истории Руси IX — начала X века особую роль сыграли археологи…. Внимание исследователей привлекали и привлекают раскопки Гнездова (являвшегося, по всей вероятности, предшественником Смоленска), Тимиревских и Михайловских курганов под Ярославлем. Археологи обнаружили типы скандинавских погребений с характерными предметами, в том числе так называемыми «молоточками Тора» (амулетами, связанными с культом скандинавского бога-громовержца), мечи, застежки-фибулы... Многие предметы были изготовлены явно местными мастерами, т. е. по крайней мере для X века можно с уверенностью констатировать присутствие варягов среди местных жителей». В середине IX века как восточные славяне, так и европейский Запад знали о скандинавском происхождении пришельцев-русов (варягов) и отличали их от славян. Отличали их от славян и византийцы.
Немецкие ученые XVIII века Миллер и Байер, опираясь на документы, доказывали скандинавское происхождение слова «Русь». В финском языке «руотси» — шведы. Такое же обозначение скандинавов существует в других финно-угорских языках. Византийский император Константин Багрянородный, описывая в середине X века днепровские пороги, приводит их славянские и «русские» названия, причем последние явно скандинавского происхождения. Но, придя к выводу о скандинавском корне в названии Русского государства, немецкие профессора, однако, пошли дальше. Они заявили, что и само Русское государство было создано выходцами с запада.
Первым и ярым противником норманской теории был М. В. Ломоносов. Он связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами («росаланами»), рекой Рось на юге. Опираясь на «сказание о князьях Владимирских», Ломоносов пытался доказать, что Рюрик был из Прусии — это «Поруссия», «руссы», славяне, следовательно, и пруссы — славяне тоже. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», идущая еще от М. В. Ломоносова, развита в XIX и в начале XX века С. А. Гедеоновым, Д. И. Иловайским, М. С. Грушевским, В. А. Пархоменко и др., это представление было поддержано в 30–50-х годах XX века советскими историками. Советская историческая наука пыталась обосновать тезис о внутреннем развитии древнерусского государства в Среднем Поднепровье.
Первый период Киевской Руси связан с именами Рюрика, князей Олега, Игоря, княгини Ольги, князя Святослава.
Рюрик (годы правления — 862–879) умер, не оставив наследника (по другой версии, сыном Рюрика был Игорь).
Олег (годы правления — 879–912), родственник Рюрика, правил за малолетством Игоря, сына Рюрика (?); с 882 года — киевский князь. Олег завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, взял Любеч, обманом завладел Киевом, убив Аскольда и Дира (Рюриковых дружинников, без ведома своего предводителя захвативших Киев paнее). В 882 году Олег сделал Киев своей резиденцией, продолжая властвовать и над новгородцами. Киев стал центром объединенного государства. Князь Олег подчинил себе древлян, северян, родимичей. В 907 году Олег собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград (Константинополь). Русская дружина дошла до стен Царьграда и «повоева около города» (т. е. опустошила его окрестности). Греки должны были просить мира и обязались заплатить Олегу огромную «дань» (откуп, контрибуцию). Летопись сохранила и список мирного договора 912 года. В походах Олега участвовали, кроме варягов, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы.
В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь (правил в 912–945 годах). Князя Игоря Старого считают сыном Рюрика. Игорь покорил угличей, усмирил древлян, совершил два похода на Царьград. В 941 году его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела поражение от греков, которые применяли т. н. «греческий огонь» («пущати начаша трубами огнь на лодьи русския»). В 944 году при втором походе греки предложили Игорю мир. Мирный договор 945 года повторяет постановления договоров Олега, но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли. В 945 году Игорь погибает во время сбора дани с древлян.
Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, мудро правила (в 945–964 годах) за малолетством сына своего Святослава. Прежде всего она хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство ее мужа (см. Н. М. Карамзин «История государства Российского». Т. 1. М. , 1993). Она установила «уроки» — размер дани, и «погосты» — место сбора дани. В 955 году (по другим данным в 957-м) Ольга посетила Царьград (Константинополь) и приняла крещение по-православной вере. По другой версии, Ольга крестилась раньше, в Киеве, где уже был храм Св. Ильи. Русский историк Н. М. Карамзин отмечал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою».
Ольга уговаривала своего сына Святослава креститься, но суровый воин отказывался под предлогом, что «дружина сему смеятися начнуть».
В 964 году в Киеве стал княжить Святослав. «Это самый храбрый, самый воинственный из всех князей русских; только и делал, что воевал; захочет пойти на какой-нибудь народ, прежде пошлет сказать ему “Хочу идти на вас”. В походы не брал с собою ни возов, ни котлов: изрежет мясо тонкими ломтиками, испечет сам на угольях, так и ест. Шатра у него не было, спал он на войлоке, положив седло в головы. Точно так же жила и вся его дружина». (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. I. М.,1959). Он подчинил своей власти вятичей. Около 965 года Святослав нанес ряд тяжелых поражений хазарам, разгромил их главные города — Итиль, Белую Вежу и Семендер. Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с городом Тмутаракань. Святослав победил волжских болгар, разграбил их столицу Булгар.
Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами. В 967 году Святослав с большой ратью двинулся на Дунай, победил Болгарию и — к неудовольствию византийского правительства — решил остаться там навсегда и сделать г. Переяславец на Дунае своею столицею.
«В то время... жил в степи и нападал на Русь такой разбойничий, кочевой народ, называли его печенегами. Чтобы защищать от них Русскую землю, нужно было жить в Киеве, постоянно быть наготове, строить города, а Святослав ушел далеко в Болгарию...» (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1959). Киевляне посылают гонцов к Святославу и просят его вернуться в Киев, чтобы защитить его от печенегов. Что тот и сделал.
После смерти Ольги Святослав посадил своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега — над древлянами, а несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород. Сам Святослав вернулся на Балканы (970 год). Византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать нежелательного соседа. Святослав был окружен стотысячным греческим войском. «Повесть временных лет» так описывает события: «И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: “Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина. Мертвые сраму не имут!”» Святославу удалось прорвать оборону греков и с остатками дружины уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть. В 972 году на обратном пути у днепровских порогов Святослав был окружен печенегами и убит.
После смерти Святослава начал княжить старший сын его Ярополк (972–980). Между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром произошли раздоры. Ярополк разбил войско Олега древлянского. Олег бежал с остатками своего войска и погиб. Владимир бежал из Новгорода к варягам. Вскоре Владимир прибыл с варяжской дружиною в Новгород, прогнал посадников Ярополка. Завоевав Полоцкое княжество, он в 980 году взял Киев. Ярополк был убит. После этого Владимир предпринял успешные походы на запад. В 981 году Владимир отнял у поляков восточную Галицию. Затем совершил два похода на восток против вятичей, удачные походы на радимичей, на литовское племя ятвягов и на волжских болгар.
Имена князей Владимира I (980–1015) и Ярослава I Мудрого (1019–1054) — наиболее значимые для второго периода Киевской Руси.
В 988 году на Руси было введено христианство. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до официального крещения Руси при Владимире. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.
При проведении первой религиозной реформы Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси. Он попытался создать единый пантеон богов. В Киеве он «поставил кумиры на холму вне двора теремного» (Даждьбог, Хорс, Семаргл, Стрибог, Мокошь). Возглавлял пантеон Перун — бог‑громовержец. Культ Перуна насаждался самыми жестокими мерами (Добрыня, дядя Владимира, силой принуждал новгородцев подчиняться Перуну как главному богу). Языческая реформа Владимира не увенчалась успехом. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Принятия общей религии требовали интересы единства страны.
В летописи содержится подробный рассказ о том, что предшествовало выбору веры, носящей легендарный характер (беседы с проповедниками мусульманства, иудейства, католичества, православия; посещения русскими посольствами разных государств). Реально то, что Русь давно имела прочные связи с Византией. Это и привело к тому, что Владимир в 988 году (запомните эту дату!) принял христианство в православном его варианте. По мнению многих исследователей, 988 год лишь обозначает дату признания христианства официальной государственной религией.
Принятие христианства имело большое значение для Руси: укреплялась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь уравнялась с другими христанскими странами, связи с которыми расширились. Принятие христианства сыграло огромную роль в развитии русской культуры (архитектура, живопись, литература, музыка, религиозная философия). После смерти Владимира Святого в 1015 году между его сыновьями начались междоусобицы.
Святополк (1015–1019) объявил себя великим князем Киевским. Он убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и «нача княжити в Киеве». За свои злодейства Святополк был прозван «Окаянным». Бориса и Глеба церковь причислила к лику святых. По другой версии князья были убиты Ярославом Мудрым («мудрый» в старину означало «хитрый»). Брат Святополка Ярослав (1019–1054 ) с помощью варягов победил Святополка на берегу р. Альты и занял киевский великокняжеский престол в 1019 году. Опасным соперником Ярослава был Мстислав Тмутараканский (Удалой). Левый берег Днепра был за Мстиславом, правый — за Ярославом. Только после смерти Мстислава Ярославу удалось объединить всю Русскую землю под своей властью (1036 год). В 1030 году он совершил успешный поход на землю прибалтийской «чуди». Он совершал походы на землю литовскую и мазовецкую. В 1043 году Ярослав послал в Византию сына Владимира, но его поход оказался неудачным. Успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами, потеревшим поражение в битве под Киевом в 1036 году. Он заселял пустынные места, основал города Юрьев (христианское имя Ярослава было Юрий), известного нам как Тарту, и Ярослав и замечательные соборы Св. Софии в Киеве и Новгороде. Ярослав распространял христианство и грамотность, основал училище в Новгороде. В его княжение было положено начало Киево-Печерской Лавре (1051 год). Он впервые киевским митрополитом назначил русского по происхождению Иллариона (за редчайшими исключениями митрополитами назначались греки — константинопольским патриархом).
С князем Ярославом связывают наиболее крупный памятник феодального права «Русская правда». Самую древнюю часть «Русской правды» называют «Древнейшей правдой» или «Правдой Ярослава». Некоторые исследователи полагают, что она представляет собой грамоту Ярослава Мудрого (1016 год). Грамота регулировала отношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. В «Правде Ярослава» еще упоминается кровная месть. Но этот обычай начал отмирать, т. к. была разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. «Русская правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды. За уголовные преступления предусматривался штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За тяжелые преступления, по «Русской правде», конфисковалось все имущество виновного; последний изгонялся из общины или лишался свободы. В состав «Русской правды» входят: «Правда Ярославичей» (примерно 1072 года), «Устав Владимира Мономаха» (1113 год) и др. юридические памятники.
«Русская правда» дает характеристику социально-экономического развития русских земель: центр вотчины — княжеский или боярский двор. Во главе управления вотчиной — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Сбором налогов ведал княжеский подъездной. На земле вотчины работали феодально-зависимые крестьяне. «Русская правда» отмечает следующие их категории: основная масса сельского населения называлась смердами. Смерды жили как в крестьянских общинах (несли повинность в пользу государства), так и в вотчинах. Закупы — разорившиеся или обедневшие крестьяне: они брали у феодалов в долг купу — часть урожая, скота, деньги. Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему до возвращения долга. Холопы, или челядь, были на положении рабов. Пополнялись они из числа чужаков, попавших в плен, или через патриархальное домашнее рабство, когда в рабство попадали соплеменники.
«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных (их жизнь оценивалась в 80 гривен). Жизнь свободного населения — людей, мужей — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратейных старост, ремесленников — в 12 гривен; холопов — в 5 гривен.
Третий период истории Киевской Руси — это время перехода к удельной раздробленности. Приостановить этот процесс пытались Владимир Мономах (1113–1125) и Мстислав I Великий (1125–1132).
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев — старшему племяннику, получил название очередного, или лествичного (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов — с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев-бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.
Со смертью в 1093 году последнего из Ярославичей — Всеволода — в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду — Святополку II Изяславичу (1093–1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того, он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.
Наиболее популярным и авторитетным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей. Было решено прекратить усобицы и провозгласить принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся к середине XI века в южнорусских степях кочевникам-половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХIII века.
После смерти Святополка II в 1113 году вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Следствием этого стало то, что киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113–1125).
Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы», часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. Именно при Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.
Сыну Владимира Мономаха — Мстиславу I Великому (1125–1132) удавалось еще некоторое время сохранять единство русских земель. Но после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Наступило время, получившее в истории Руси название периода раздробленности или удельного периода.