Основные теории местного самоуправления

1. Теория свободной общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления. Её представители – Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер – Теория свободной общины заключается в представлении общины как предшественницы государства. Община — это независимая, самостоятельная единица в решении всех задач. Государство представляет собой результат объединения общин по экономическим и политическим мотивам. Сама община независима от государства.Из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления: - МСУ – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства; - избираемость ОМСУ членами общины; - разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством; - органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин, они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции. Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг.

2. Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления.ГУ и МС – 2 самостоятельные и независимые системы. Ударение делается на свободу местных сообществ, на их собственные приоритеты. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества». Хозяйственная и общественная теории представляют самоуправление как заведование (управление) делами местного хозяйства. Теории постановляют полную самостоятельность коммуны и отсутствие государственного надзора. В данной модели государство противопоставляется обществу.

Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы с разного рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность к какому либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека.

3. Государственная теория самоуправления разработана немецкими учёными XIX в. Л. Штейном и Р. Гнейстом и развита в России Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым - органы местного самоуправления являются органами государственного управления. Их компетенция целиком и полностью создается и регулируется государством. Всякое управление публичного характера — дело государственное, а самоуправление — возложение обязанностей и полномочий на местные выборные органы для осуществления задач государственное управления. Местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам. Именно на этой теории основывались теоретики местного самоуправления в СССР.

4. Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. «Самоуправление есть прежде всего самодеятельность граждан».

5. Теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, реализуя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

6. Теория социального обслуживания делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.

Юридическая теория – органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но явл. организациями общины. Эта теория рассматривает «самоуправляющиеся единицы» как юридических лиц.

Важно отметить, что все теории не противоречат друг другу и не являются альтернативными. Их можно считать эволюцией самоуправления.

21. Муниципальное образование как организационная форма местного самоуправления в РФ: виды муниципальных образований, полномочия. Полномочия РФ, субъектов РФ в сфере местного самоуправления.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Муниципа́льное образова́ние — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. По данным Росстата на 1 января2010 года в России всего 23 907 муниципальных образований. Мун.обр.-территория,предусмотр ФЗ,в пределах кот осущ МСУ, имеются мун.собст, мест бюджет, выборные орг МСУ.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2]; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области.

городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К числу вопросов местного значения относятся принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы и бюджет, содержание жилищного фонда, организация учреждений образования и здравоохранения, охрана общественного порядка и др.Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность на основе разграничения предметов ведения между ними. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением, обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству, а также обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами обязанностей государства в области местного самоуправления. Только федеральная власть осуществляет регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами. Важной частью полномочий Федерации является регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления и установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также регулирование основ муниципальной службы. (ст. 5)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

22. Структура органов местного самоуправления в РФ: правовая основа деятельности, порядок формирования, полномочия. Глава муниципального образования в системе муниципального управления

Правовые основы МСУ: Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества.

Конституция РФ(ст. 12, гл. 8 ст.130-133).

ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

ФЗ №25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ»

указы Президента РФ; постановления Правительства РФ «О фед. реестре МО в РФ»;

уставы муниципальных образований;

законы субъектов Федерации (№113-оз «Об отдельных вопросах мун. службы в ХМАО-Югре»);

Полномочияэто решение вопросов местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности МО , если они не отнесены законом к компетенции федерации.

Мест вопросы:

1. эк-фин сфера управление мун.имуществом, собственностью, жилищным фондом, установление местных налогов и сборов,

2. сфера социальных отношений и культуры - образование , здравоохранение, дорожное стр-во, транспортное обслуживание населения,

3. сфера охраны обществ порядка- милиция, пожар.безопасность,

4. правовая деятельность -принятие и изменение устава МО и контроль за его соблюдением, нормат-прав акты.

Согласно Конституции РФ (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами, как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В соответствии с 131ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (ст. 14) к ОМСУ относятся:

·представительные органы местного самоуправления;

·иные ОМСУ, образуемые в соответствии с уставами МО.

Согласно Закону наличие выборных ОМСУ МО является обязательным. Наименование ОМСУ устанавливаются уставами МО в соответствии с законами субъектов РФ с учётом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура ОМСУ определяется населением самостоятельно.

ОМСУ организуют исполнение ФЗ, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и ОГВ субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы депутатов и т.д. Наименования представительного органа МО, главы МО, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок от 2 до 5 лет в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Численный состав колеблется в пределах от 7 до 35 депутатов. Все однопалатные. В Ханты-Мансийске – 20 депутатов сроком на 5 лет.

В исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ;

4) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации мун. предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы МО в отставку.Полномочия представительного органа МО независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в результате роспуска, самороспуска или преобразования МО.

Местная адм является исполнительно-распорядительным органом. Главой является глава МО либо лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом МО.

Мун администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой по управлению; организует выполнение решений представительного органа и главы МО; управляет муниципальной собственностью; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг (строительство школы); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития МО; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах МО и др.

Глава муниципального образования.Уставом муниципального образования устанавливается должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления.

131 ФЗ предусмотрены 3 модели:

1. Всенародно избранный мэр.

2. всенародно избранный глава МО, который назначает сити-менеджера.

3. Глава МО назначается из числа депутатов и депутаты назначают сити-менеджера.

Сити-менеджер назначается на должность по контракту, заключенному по результату конкурса на срок полномочий представит.органа,принявшего решение о назначении,но не менее чем на 2 года и н более 5 лет, определенный уставом МО. Сити-менеджер подконтролен и подотчетен представит.органу мун.обр.,представляет представит.орг ежегодные отчеты о рез своей деят и деят.местной администрации.Контракт мож.быть расторгнут со соглашению сторон или в судебном порядке.(на основ заявления представи.орг,высшего долн.лица суб или самого сити-менеджера).

Мэр избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном.

Глава муниципального образования, в соответствии с уставом муниципального образования, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Глава города ХМ Василий Филлипенко, глава администрации города (сити-менеджер) Макисм Ряшин

Полномочия:1) представляет МО в отношениях с ОМС других МО, ОГВ, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени МО;2) подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом МО;3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО;5) обеспечивает осуществление ОМС полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Полномочия прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ; отзыва избирателями; преобразования МО.

Контрольный орган МО 1. (Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия, др) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. 2. Формируется на мун. выборах или представительным органом в соответствии с уставом МО. 3. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом, подлежат опубликованию. 4. ОМС и должностные лица МС обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Избирательная комиссия МО: 1. Организует подготовку и проведение мун. выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МС, выборного должностного лица МС, голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. 2. Является мун органом, который не входит в структуру ОМС.

Наши рекомендации