Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы

Методы правового регулирования определяются в соответствии с характером данного общественного отношения и необходимость выстраивать их на основе принципов субординации и координации.

Методы:

v Императивный (централизованный) не предоставляет субъектам свободу выбора варианта поведения, а предписывает действовать определенным образом, в строгом соответствии с нормативным определением. Например, в уголовном законодательстве все нормы только императивные

v Диспозитивный (координации). Предоставляет субъектам свободу выбора вариантов поведения, т.е. субъекты по своей воле выбирают наиболее выгодный для них вид поведения. Используется в гражданско-правовых нормах.

Способы: определяются характером непосредственного предписания содержащегося в норме права

¨ Дозволения (правомочения) субъекту предоставляется право действовать, гарантируется возможность, использовать ее или нет решает сам субъект (право на полноценное образование)

¨ Обязывание. Предписания совершать определенные действия Субъекту властным велением предписывается действовать определенным образом. (платить налоги, заботиться о детях).

¨ Запрет – возложение обязанностей не совершать определенные действия (запрет на совершение кражи, на появление на работе в нетрезвом виде).

В качестве дополнительных способов правового регулирования называют:

- предупреждение совершения правонарушения путем применения мер наказания

- стимулирование – применение поощрительных норм

Типы правового регулирования: характеризуют общую направленность группы норм права для данного вида общественных отношений

§ Общедозволительный. Его формула: разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом (свобода договора, свобода в распоряжении своей собственностью).

§ Разрешительный. Его формула: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом. (режим вещей изъятых из оборота – оружие, наркотики).

Правовой режим – это система методов, способов и типов правового регулирования для данной сферы общественных отношений. Понятие правового регулирования обычно употребляется в отношении каких-либо объектов правового регулирования. Например, правовой режим интеллектуальной собственности, правовой режим вещи, правовой режим ценных бумаг.

Правовому режиму может подходить различное сочетание типов, методов и способов правового регулирования.

44. Формы (источники) права: понятие, характеристика, основные источники в различных правовых системах

-это исходящие от государства или признанные государством официально выраженные и закрепленные нормы права.

Признаки:

1. внешнее выражение нормы права. Нормативное правило – это содержание, а источник права – это форма

2. поскольку именно государство придает праву обеспеченность, то форма права – это волевое, властное оформление права

3. форма права имеет документальное выражение

Выделяют следующие источники права:

§ Нормативно-правовой акт – это официальный акт, принятый компетентным правоприменительным органом и содержащий правовые нормы.

Признаки:

ü Это офиц акт гос органов или иных органов в компетенцию которых входит создание правовых норм

ü Содержит юр нормы, нормы права в нормативно правовом акте четко сформулированы и систематизированы в определенном логическом порядке, соответствующего логике правового регулирования общественных отношений

ü Это письменный документ, принятый в строго определенном процессуальном порядке, имеющий строго определенные обязательные реквизиты

ü Это выражение государственной воли, обеспечивается силой гос принуждения

ü Обладает юр силой. Юр сила отражает положение НПА в системе НПА, связано с компетенцией органа, уполномоченного на издание нпа. По юр силе выстраивается иерархия НПА.

Система нпа в РФ:

1. К РФ

2. ФКЗ

3. законы РФ

4. указы ПрЗ

5. ПП РФ

6. постановления актов министерств и ведомств -???? Их вроде больше нет

7. конституции и уставы субъектов РФ

8. законы субъектов РФ

9. акты администраций и правительств субъектов РФ

10. акты ОМС

НПА всегда существуют в системе нпа данного государства – система законодательства. Система нпа как правило соответстует системе права данного гос-ва, т.е. чего то институтов и отраслей.

§ Суд прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое становится обязательным для других судов при решении аналогичных дел и в силу этого приобретает нормативное значение. Это источник права, который существует в странах с англо-саксонской правовой системой. В настоящее время суд прецеденты создаются в таких странах только судами высших инстанций в тех случаях, когда суд рассматривает юридический спор определяет, применимы ли к данному спору действующие законы и существуют ли по нему уже вынесенные прецеденты.

§ Нормативный договор – это правовой акт, представляющий собой договор между государствами, либо договор между субъектами федерации и в редких случаях иные коллективные договоры. В этом договоре выражается воля государств и таким образом, поскольку гос-во это сторона данного договора – то для народа гос-ва эти правила приобретают нормативный характер, т.е. носят общий характер и являются общеобязательными. Некоторые договоры имеют нормативный характер, которые заключаются и не на межгосударственном уровне. Например, коллективный договор между администрацией предприятия и трудовым коллективом

§ Правовой обычай – правило поведения, вошедшее в привычку соц группы или общества, которому государство придало общеобязательное значение и которое гарантируется государством. Государство санкционирует к-л сущ-ый обычай путем отсылки в законе к правовому обычаю (или ссылки на него в решении в странах с англо-саксонской правовой системой). В ГК содержится такое понятие как обычай делового оборота, который применяется при разрешении судами хоз-х споров, если законом не установлено другое. Правовой обычай отличается от обычая тем, что хотя сам он в законе не зафиксирован, но в законе на него делается отсылка => он санкционируется гос-ом и приобретает свойство нормы права.

Принципы права

- основные руководящие начала, в соответствии с которыми строится система и содержания права. Отражают сущность права и его назначение в обществе.

Делятся на:

ü Общеправовые (присущи праву в целом, всем отраслям права)

· Демократизм

· Законность

· Равноправие

· Справедливость

· Правосудие

· Равенство всех форм собственности

· Уважение прав человека и гражданина

ü Отраслевые (присущи отдельным отраслям)

o Свобода договора в гражданском праве

o Презумпция невиновности в уголовном праве

ü Межотраслевые (свойственны для нескольких отраслей)

Ø Равенство сторон присуще как уголовно-процессуальному праву, так и ГПП

Ø Тайна совещания судей

Ø Уголовное и административное: недопустимость удвоения наказания за одну вину

Наши рекомендации