Государственный переворот Луи Бонапарта и его последствия.

Президентский переворот.Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что «племянник своего дяди» уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т. д. Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они желали установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций и колониальных захватов.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный Конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания.

В декабре 1851 г., грубо нарушив Конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы, Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г.Новая Конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц.

Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и сената. Законодательный корпус избирался «всеобщим голосованием», но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства.

Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата.

Реставрация империи.В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III.

В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредники между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.

В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, «либеральной», как ее называла официальная пресса, Конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм.В политике империи конца 60-х годов XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления — сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны.

Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

67. Конституционное законодательство государств Центральной и Юго-Восточной Европы второй половины 40-х – первой половины 50-х гг. XX в.

Нарастающие темпы создания тоталитарного общества и государственной власти находили непосредственное отражение в конститу­ционном законодательстве восточноевропейских стран. Пер­вые конституции государств Центральной и Восточной Ев­ропы были приняты во второй половине 40-х - первой по­ловине 50-х гг.: в Югославии и Албании - в 1945 г., в Болгарии - в 1947 г., в Чехословакии и Румынии - в 1948 г., в Венгрии и ГДР - в 1949 г., в Польше - в 1952 г. В Румынии в 1952 г. была принята вторая Конституция.

Конституциям Венгрии 1949 г. и Польши 1952 г. пред­шествовали переходные законы, закрепившие принципы формирования и деятельности государственного аппарата. Так, Закон о государственном строе 1946 г. Венгрии объяв­лял о ликвидации монархии, о создании Венгерской Народ­ной Республики, не затрагивая ее социально-экономических основ. Принятая вслед за этим Конституция 1949 г. закрепляла уже в качестве экономической основы общества со­циалистическую собственность на средства производства.

В 1947 году был принят конституционный закон о струк­туре и компетенции высших органов Польской Республики (Малая конституция), определивший принципы организации законодательного Сейма и его компетенцию. Прошло несколь­ко лет, прежде чем в 1952 г. была принята Конституция Поль­ши, провозгласившая целью "республики трудящихся" "осу­ществление великих идей социализма".

Все конституции конца 40-х, - начала 50-х гг. были проникнуты духом классовой розни и нетерпимости, опре­деляя "классовую сущность государства" как "государства Рабочих и трудящихся крестьян". Так, в Конституции ПНР (ст. 1), Конституции ВНР (ст. 2) отношения классов в связи с политической властью фиксировались формулой "союза рабочего класса с трудовым крестьянством под руководством рабочего класса".

Закрепляя структуру государственного аппарата, ор­ганов государственной власти, конституции провозглаша­ли, что органы власти и управления (все больше подме­нявшиеся на деле партийными органами) должны опираться "на сознательное и активное содействие широких трудя­щихся масс" (ст. 5 Конституции ПНР), способствовать ак­тивному участию трудящихся в руководстве "государст­венными и общественными делами" (ст. 32 (4) Конститу­ции ВНР).

Все конституции исходили из организационно-право­вого принципа единовластия Советов (в том числе и Нацио­нальных собраний), которым формально отводилась роль полновластных органов власти в центре и на местах. Так, высшим органом государственной власти, по Конституции ВНР, являлось однопартийное Государственное собрание, которое избирало Президиум ВНР и Совет Министров. По такой же схеме строились и системы высших органов госу­дарственной власти в других конституциях.

При "полновластии Советов", как правило, лишь одоб­рявших вводимые в форме законов решения Политбюро правящих партий, которые по ряду важнейших вопросов общественной жизни принимали решения и без всякого правового оформления, исключался политический плюра­лизм, формирующий такой мощный рычаг воздействия на власть, как общественное мнение.

Наши рекомендации