Субъекты конституционного права Российской Федерации
Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:
1. Граждане Российской Федерации.
2. Лица без гражданства.
3. Иностранцы.
4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:
1. Органы местного самоуправления.
2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.
3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.
Государственные образования:
1. Государство в целом (Российская Федерация).
2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).
3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).
4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).
5. Источники конституционного права: понятие и виды
Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом
смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание
права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические
отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,
посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.
Формами в этом случае выступают правовые акты.
Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых
устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими
считаются только действующие в настоящий период правовые акты.
Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.
После отмены акта он перестает быть источником действующего права.
Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,
занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником
отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:
1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.
2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.
В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы
правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,
Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты
Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления
Правительства.
Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о
различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и
исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,
Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,
считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития
государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие
государства.
К числу источников конституционного права, действующих только на территории
субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других
субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие
правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,
структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и
федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к
другим правовым актам субъекта Федерации.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного
субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые
органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся
и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).
Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.
В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,
подписанных 31 марта 1992 г., между федеральными органами государственной власти
и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и
полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о
разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть
заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются
источниками конституционного права.
Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской
Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории
Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан.