Система духовного образования в Синодальный период. Основные этапы реформ духовных школ. Духовные Академии и развитие русской церковной науки.

Со времени учреждения Святейшего Синода стало быстро развиваться школьное дело, и духовное образование получает сословный характер. Школы возникают специально для детей духовенства и имеют целью приготовление учащихся к духовному званию. Содержание школ было поставлено в тесную зависимость от епископских кафедр. Училища были большей частью при архиерейских домах, в монастырях, которым за помещение ничего не платилось. Здесь же помещались большей частью казеннокоштные воспитанники, называвшиеся обыкновенно бурсаками, а корпуса, где они помещались, назывались бурсами. В корпусах жили и наставники – монашествующие и бессемейные. Своекоштные воспитанники жили большей частью на наемных квартирах по несколько человек. Как ни скудны были средства содержания училищ, они умножались в числе, слагались в один определенный тип по образцу южнорусских школ и воспитали многих святителей и лиц замечательных. К концу XVIII века было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии (Киевская, Московская и Петербургская).

В конце 1807 года по повелению императора Александра I приступлено было к преобразованию духовных училищ. Для этого была составлена особая комиссия из лиц духовных и светских, во главе которых был Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Комиссия обратила внимание на содержание духовных училищ, нашла главный источник содержания их в свечном доходе, расширила круг преподаваемых в них наук и все училища разделила на 4 разряда: академии, семинарии, училища уездные и приходские; академии предназначались для учебных округов, семинарии для епархий, уездные и приходские училища для уездов и сел. Первая академия по новому плану открыта была в Петербурге в 1809 году, за ней явилась Московская в 1816 году, вскоре после этого в 1819 году последовало преобразование Киевской, в 1842 году открыта академия в Казани. Вслед за преобразованием академий совершилось преобразование и подведомственных им семинарий и мужских духовных училищ.

С 1843 года начали возникать у нас училища для девиц духовного звания – будущих жен и матерей пастырей Церкви. Первое из них открыто было в Царском Селе в 1843 году, потом в 1845 году в Солигаличе, которое впоследствии переведено было в Ярославль, затем в 1853 году в Казани, в 1854 году в Иркутске, в 1860 году в Пензе и др.

В царствование императора Александра II в 1867 году состоялась реформа духовных школ, значительно усилены средства содержания их, учебному делу в них дана более стройная организация. В 1884 году сделаны в уставе духовных школ некоторые исправления, указанные опытом. В настоящее время духовных академий – 4, семинарий – 57, духовных училищ – 184, женских училищ духовного ведомства, состоящих под высочайшим ее императорского величества покровительством, – 13, епархиальных женских училищ – 61

ДОБАВЛЕНО:

Образованность русского духовенства вплоть до конца XVII века была очень низкой. Периодически возникавшие училища были невысокого уровня и быстро закрывались. Только в 80-е годы XVII века в Москве была создана Академия с радикально улучшенной программой. К сожалению, при отсутствии епархиальных школ она не могла подготовить необходимое число священнослужителей. К тому же, ее ученики активно привлекались на государственную светскую службу. Вопрос серьезного образования духовенства оставался открытым. «Решался» он следующим образом. Обычно духовенство не назначалось на приход епископом, а избиралось прихожанами. Затем кандидат посылался к епископу, проходил экзамен и принимал сан. В принципе, священнослужителем мог стать любой. Но на практике почти всегда избирались сыновья духовенства, которые с детства готовились к этому в родительском доме.

Конечно, результаты такого образования были невысоки, но из-за недостатка более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и этих. Такая практика была изжита лишь к середине XVIII века, по мере распространения семинарий.

В начале XVIII века некоторые епископы, выпускники Киевской коллегии, открыли пастырские школы при своих кафедрах. Однако, как замечает исследователь, «…во всех этих школах обучение велось без какого-либо плана".

Основополагающим документом для возникновения системы пастырских училищ в России стал «Духовный Регламент» (1720),который отец Георгий Флоровский назвал «программой русской Реформации. «Духовный Регламент» предписывал каждому епархиальному архиерею создать в своей епархии школу для обучения кандидатов священства. Курс обучения должен был состоять из семи классов: шесть общеобразовательных классов по одному году и седьмой — богословский — два года, то есть, всего — восемь лет. Такая школа была больше общеобразовательной, чем богословской. Однако масса проблем, которые встречали епископы при открытии школ, не всегда позволяли выполнять и эту программу. Одной из таких проблем было материальное обеспечение. Для решения этой задачи «Духовным Регламентом» было предписано выделение определенной части урожая с епископских, монастырских и церковных вотчин. Однако это содержание получалось школами с большим трудом и крайне нерегулярно. Очень бедно жили и преподаватели, и учащиеся. Положение не улучшалось на протяжении всего XVIII века, особенно в провинции.

Еще в 1721 году при Святейшем Синоде возник орган контроля за духовно-учебными заведениями — Контора школ под управлением советника Синода архимандрита Гавриила Бужинского. Большинство преподавателей новых школ были, естественно, украинцы — выпускники Киевской Академии, или же выпускники Московской, которая к тому времени по общему направлению была прокиевской.

Преподавание велось на латыни. Учебный материал — лучшие образцы романской культуры и западное богословие, фактически бесполезные, по крайней мере, в Великороссии, будущему пастырю. И, возможно, что сын священника, с детства изучивший чтение, пение и устав, более был подготовлен к священнослужению, чем выпускник латинской школы. Поэтому и родители, и дети старались всячески избегать «…этой проклятой серимарии"[9]. Набирать детей в эти «серимарии» было очень трудно, хотя и уклонение от учебы рассматривалось как преступление против государства.

Образование постепенно сосредотачивается в сословных школах, становясь при этом узкопрофессиональным. Если еще «Духовным Регламентом» провозглашается надсословный характер училищ, то позже государство и церковные власти превращают их в сословные школы для детей лиц духовного звания — духовные семинарии. Окончательно закрепилось это явление при митрополите Московском Платоне (Левшине), значительной и яркой фигуре в церковном просвещении второй половины XVIII века.

Даже при столь беглом обзоре и анализе основных принципов создания системы пастырского образования в России видно, что она имела множество недостатков, которые позже стали причиной забот для церковных властей.

После секуляризации церковных имений при Екатерине II (1764) всем духовным школам Великороссии было назначено содержание из средств Коллегии экономии. Однако этот шаг правительства создал новые трудности: выделяемые средства были явно недостаточными, а секуляризация лишила епископов значительной части доходов, которые они могли тратить на школы. Был отменен и школьный налог с духовенства. Архиереям приходилось искать новые источники содержания школ.

В области преподавания XVIII век, из-за влияния архиепископа Феофана Прокоповича, характеризовался поворотом школьного богословия в сторону протестантизма, и, впоследствии Екатерина II утверждала, что между православием и лютеранством нет почти никакого различия. Учебный план духовных школ, составленный Феофаном Прокоповичем, в целом ориентировался как на образец на программу Киевской духовной академии конца XVII – начала XVIII веков. В общую программу входили следующие предметы («классы»): 1) грамматика вместе с географией и историей, 2) арифметика и геометрия, 3) логика и диалектика, 4) риторика («купно или раздельно со стихотворным учением»), 5) физика и «краткая метафизика», 6) политика и, наконец, 7) богословие. «Первые шесть, – по рассуждению Феофана, – по году возьмут, а богословие два года». Таким образом, учебный план был рассчитан на восемь лет, а точнее сказать – на восемь классов.

В 1766 году был создан проект реформы духовных школ, но практических последствий он не имел.

Школьная реформа 1798 года также не затронула основных недостатков системы. В достоинство Академий, с некоторыми расширениями в программе, были возведены семинарии в Петербурге и Казани. Открылись и новые семинарии.

В XVIII веке духовные школы были лучшими учебными заведениями России, и, поэтому, наиболее одаренные их выпускники часто отправлялись на государственную службу, либо поступали в светские учебные заведения, что поощрялось государством. В начале XIX века указами Синода были запрещены подобные действия.

В России семинарии разделялись на высшие и низшие. Идея разделения семинарий на высшие и низшие была в известном смысле реализована митрополитом Петербургским Гавриилом (Петровым) (18 мая 1730 – 26 января 1801). Благодаря его стараниям Александро-Невская семинария получила название Петербургской Главной семинарии. Сюда должны были направляться лучшие ученики епархиальных училищ, чтобы готовиться к преподаванию в семинариях и духовных школах.

В XIX веке в сфере духовного образования был проведен ряд реформ, которые имели как положительные, так и отрицательные последствия для церкви. Чаще всего, они не были инспирированы церковным сознанием, но отражали веяние времени, общественные настроения, или определенное видение властью внутренней государственной политики.

Одним из важных событий Александровской эпохи была реформа духовных школ 1808−1814 годов, выразителем основных идей которой стал епископ Евгений (Болохвитинов), будущий столичный митрополит. Разработкой проекта реформ занимались глава Александровского правительства М.М. Сперанский и Рязанский архиепископ Феофилакт (Русанов). В нем явно отразились основные принципы завершенных к тому времени реформ светского образования.

По опубликованному в 1808 году указу Александра I, управление всей системой духовных школ возлагалось на Комиссию духовных училищ. Она стояла во главе четырехступенчатой системы образования: академия (4 года), семинария (6 лет), уездное училище (6 лет) и приходская школа. Вся система была разделена на округа с академиями во главе.

Главной целью образования, в духе времени, провозглашалась ученость. Из этой посылки разрабатывались и учебные программы, для которых характерно появление новых предметов, как общеобразовательного, так и богословского круга. Было введено преподавание русского языка и принципиально осуждено засилье латыни, преподавание на которой, впрочем, сохранялось в большинстве семинарий до 30- 40-х годов XIX века. Недостатком новых программ было то, что они не учитывали, тот факт, что большинство выпускников семинарий готовились стать приходскими священниками, а не учеными-богословами.

В качестве нового источника содержания духовных школ был утвержден доход от продажи свечей во всех церквях империи. Были повышены и выплаты из государственной казны.

В целом реформой 1808−1814 годов был дан толчок к развитию русской богословской науки, которая принесла обильные плоды к концу XIX века.

Взгляды Николая I в вопросе духовного образования определялись практическими соображениями государственной пользы. Воплотителем взглядов императора в жизнь стал обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А.Протасов (1836-1855).

В 1839 году, императорским указом, вместо Комиссии духовных училищ было учреждено Духовно-учебное управление, но высшее руководство системой духовного образования было вверено обер-прокурору. Это вылилось в фактически безграничное его господство над духовными школами, продолжавшееся, с перерывом в 1867-1884 годах, до конца синодального периода.

В 1840 году были изданы «Новые правила» преподавания в семинариях, в которых отразились все мнения императора и обер-прокурора о характере образования будущего священника. Ему особенно была неприемлема идея учености как цели образования, введенная прежними реформаторами. Теперь провозглашался принцип профессиональной ограниченности обучения. Согласно ему в учебных программах были сокращены общеобразовательные предметы, философия – сведена к логике и психологии. Были введены полезные для практической деятельности сельского священника основы медицины, крестьянского хозяйства и естествознание. Латынь, наконец, была окончательно приравнена к другим предметам, и все преподавание к этому времени велось на русском. Однако «общенародности», столь желаемой Протасовым, эти меры образованию не придали.

Возникла и новая проблема. К концу 40-х годов оказалось, что количество выпускников духовных школ превышает число вакансий. Так, в 1849 году число безместных выпускников достигло 74483. Это вынудило Святейший Синод отменить обязательное обучение детей духовенства именно в духовных школах и открыть им доступ в светские учебные заведения. Несколькими годами раньше был разрешен прием выпускников семинарий на государственную службу (что было запрещено соответствующими указами Синода от 1803 и 1804 годов).

Приобретением николаевского времени было открытие сети школ для дочерей духовенства. Основной причиной для этого стала дороговизна обучения в уже существовавших частных школах для девочек. Открывавшиеся женские школы содержались, главным образом, за счет епархиальных попечительств и предназначались, в первую очередь для сирот из духовного звания. К 1855 году было уже 22 такие школы.

Недостатки духовного образования, привнесенные протасовскими реформами, ясно виделись многими архиереями и руководителями духовных школ. Да и достижения реформ 1808-1814 годов, частично сохранившиеся и после реформы 1840 года, которую позже называли самой неудачной реформой, к середине века уже не соответствовали жизненным запросам времени. Была необходима новая продуктивная реформа. Толчок к ней был дан в эпоху реформ Александра II, когда в начале 60-х была проведена, в частности, реформа государственной системы светского образования.

После работы нескольких комиссий и благодаря инициативе обер-прокурора Д.А.Толстого в мае 1867 года были утверждены новые уставы семинарий и духовных училищ, а в 1869 – академий. Вместо Духовно-учебного управления был учрежден Учебный комитет при Святейшем Синоде.

Одним из важных новшеств реформы было введение выборного и совещательного начал в жизнь духовных школ. Так, выборными стали должности ректора, инспектора в семинариях, преподавателей, хотя право окончательного утверждения избранных кандидатов принадлежала Синоду. Все важные вопросы из жизни школы решались правлением, состоявшим из представителей администрации, преподавателей и депутатов от епархиального белого духовенства, которое в это время активно привлекается к участию в церковной жизни. Согласно новому уставу, представители белого духовенства получили возможность занимать должность ректора, которая ранее для них была абсолютно недостижимой.

В организации преподавания за основу, несмотря на ее несоответствие нуждам времени, была взята система устава 1808 года. Программа духовного училища сократилась до четырех лет с разрешением поступления в него представителями всех сословий. Были убраны почти все предметы, введенные Протасовым. Под влиянием тех членов комитетов, готовивших реформу, которые настойчиво предлагали разделение общего и богословского образования (что не было сделано), богословские предметы были сосредоточены преимущественно в четыре последних года семинарской программы. В эти богословские классы было разрешено принимать выпускников светских средних или высших школ при условии сдачи экзамена по богословским предметам за предыдущие классы. Выпускникам семинарий было разрешено поступать в университеты. В академиях было введена распределение по трем отделениям: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое и индивидуальная специализация на четвертом курсе. Вошла в употребление практика публичных защит диссертаций студентов академий, чем реформаторы пытались придать гласность богословской работе.

Устав 1867 года просуществовал недолго. Характеризуя реформу 1867-1869 годов, отец Георгий Флоровский замечает: «…Реформа была разработана в духе того неопределенного гуманизма, каким окрашены и другие великие реформы тех лет.…И с введением новых уставов духовная школа не была воцерковлена, не установилось органических связей с церковной средой».

Следующая реформа духовных школ последовала в 1884 году и была еще менее продуктивной. Осуществлялась она в правление Александра III, когда на посту обер-прокурора находился К.П.Победоносцев, человек крайне консервативных взглядов (как и император), при этом своеобразно понимавший нужды Церкви.

Характерной особенностью его мировоззрения было тотальное недоверие ко всякой мысли, как служащей источником ересей, ложных учений и, в конечном счете, — неблагонадежности для государства. Под это пункт попадает и церковное богословие, и церковная богословская наука. Мерилом веры Победоносцев провозглашает верования простого народа, и его особенно беспокоила опасность «чрезмерного» образования.

В результате новой реформы все свободы устава 1867 года – выборность, совещательность в управлении, гласность академической науки – были упразднены. Не запретив формально белому духовенству занимать в духовных школах руководящие посты, Синод, фактически, после 1884 года назначал на эти должности только монахов. Был подтвержден запрет 1879 года на поступление выпускников семинарий в университеты. Это привело к росту числа людей без интереса и желания к пастырству, как в духовных школах, так и в духовенстве в целом. Значительная часть действительно одаренной молодежи из числа учащихся духовных школ использовала все возможности для того, чтобы уйти на светскую службу, что еще более снизило образованность духовенства.

Значительные изменения претерпели учебные программы академий. Было отменено распределение по отделениям и специализация. Особенно ужесточилась цензура не только богословских сочинений, но и любых внешних проявлений мысли вообще, что привело к значительному спаду в этой области.

В начале XX века недовольство существовавшим положением в разных слоях общества было столь велико, что его выражение не могла сдерживать даже цензура. В кругах иерархии, ученых богословов, духовенства, верующей интеллигенции росло понимание главной причины бедственного положения Церкви – зависимости последней от государства. Обсуждение жизненно необходимой церковной реформы ведется в церковной и светской печати, на Религиозно-философских Собраниях (1901-1903) и даже в Святейшем Синоде. Естественно, при этом затрагивались и проблемы духовного образования. В целом, в 1905-1906 годах, когда была несколько ослаблена цензура, выражение недовольства духовной школой было всеобщим.

В 90-х годах XIX века в целом ряде семинарий имели место волнения студентов, нередко сопровождавшиеся пролитием крови. «Религиозно-нравственный уровень воспитанников понижается все более и более. Волнения, беспорядки, забастовки, возникающие то в той, то в другой семинарии, а иногда и сразу в нескольких, с несомненною ясностью подтверждают эту горькую истину. Нередко семинарские беспорядки принимают очень бурный и террористический характер…» — писал современник. Многие студенты широко поддерживали революционное движение, и даже становились его активными участниками. На прошедшем в декабре 1906 года Всероссийском конгрессе семинарий выяснилось, что во многих семинариях существовали политические организации, насчитывавшие десятки членов.

Особой остроты требования созыва Поместного Собора и проведения церковных реформ достигли в 1905 году. Благодаря усилиям столичного митрополита Антония (Вадковского) и председателя Комитета министров С.Ю.Витте, император Николай II одобрил разработанный Синодом (в отсутствие, по болезни, Победоносцева) доклад о созыве Собора и реформах. Хотя Николай отложил созыв собора на более спокойные времена, само решение о его проведении было принято. Начинается составление и обсуждение программы Собора.

Первым крупным шагом в этом направлении и были «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». Чувствуя, что контроль над Синодом теряется, Победоносцев поручил чиновникам обер-прокуратуры составить опросный лист для рассылки всем епископам империи. Анкета состояла из достаточно большого числа вопросов: состав Собора, реформа епархиального управления и церковных судов, изменение брачных правил для духовенства, «усовершение» духовного образования, необходимость практики регулярных епархиальных собраний, вопросы использования церковного имущества, участия духовенства в политической жизни, отношений с другими христианскими конфессиями, миссионерства, реформы богослужения. В анкете не было вопроса об упразднении Синода и восстановлении патриаршества, но многие епископы высказались и по этому поводу. Уже в 1906 году ответы были опубликованы в «Церковных ведомостях» — официальном органе Синода и в том же году выпущены отдельным четырехтомным изданием. Все епископы откликнулись на синодальную анкету и почти все решительно подтвердили необходимость реформ. Некоторые не ограничились собственными отзывами, но специально провели епархиальные съезды, заседания педагогических советов и правлений духовных школ, решения которых также выслали в Синод.

Особенно полно и живо почти все епископы высказались о путях преодоления проблем духовных школ. Это не удивительно, ведь все они прошли через систему духовного образования в качестве студентов и подавляющее большинство – в качестве преподавателей или руководителей духовных школ. Из 65 отзывов только 7 совсем не касались вопроса о духовном образовании, и лишь 3 отзыва содержат очень краткую и малосодержательную информацию по этому вопросу. Многие Преосвященные высказалось достаточно интересно и содержательно, обосновывая свои мнения и опровергая противоположные. Это показывает, что многие епископы были в курсе внутрицерковной полемики по этому вопросу, всецело ей интересовались, и, возможно, сами в ней участвовали. «Отзывы», с максимально возможной для документов подобного рода точностью, запечатлели эту полемику и составили предмет значительного интереса для современников.

В 1905 году Учебный комитет при Синоде закончил работу по пересмотру программ и учебников для духовных семинарий. В связи с этим в 1906 году Святейший Правительствующий Синод постановил ввести в духовных семинариях «ныне же», до пересмотра семинарского устава, некоторые изменения по учебно-воспитательной и хозяйственной части. Правлениям семинарий было рекомендовано расширять ученические библиотеки, учитывая при этом пожелания воспитанников в выборе книг. Разрешалось в духовных семинариях устройство читален с выпиской в них журналов и газет. Учащиеся выпускного (VI) класса, получившие неудовлетворительные оценки, могли быть допущены (но не ранее как спустя шесть месяцев) к экзамену по всем богословским предмета. И, наконец, свидетельства и аттестаты должны были беспрепятственно выдаваться на руки каждому воспитаннику, желающему их получить.

Наши рекомендации