Тема: «Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс»

ЗАНЯТИЕ №30

Цели:

1. Обучающая: сформировать знания о понятиях: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс..

2. Развивающая:формировать умение анализировать основные социальные и политические процессы: явления и закономерности государства; избирательной системы и избирательного права Республики Беларусь; политического поведения личности; политической культуры личности.

3. Воспитательная: формировать объективное отношение к государственной власти, культуру социальных и политических отношений, политическую культуру учащихся.

Тип занятия:изучения и применения новых знаний.

Вид занятия:комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийная презентация « Мировые избирательные системы».

Ход занятия:

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (вводный)

Вопросы для устного опроса учащихся:

1. Понятие правового государства, его основные принципы.

2. Гражданское общество и его функции.

3. Социальное государство и его обязанности

Этап 2. Операционно-познавательный (основной)

Вопросы для изучения новой темы:

1. Политические выборы и их функции.

2. Понятие и принципы современного избирательного права.

3. Современные избирательные системы.

4. Избирательный процесс и его основные этапы.

Вопрос №1 Одним из элементов формирования и функционирования политической системы общества являются политические выборы.

Политические выборы – это способ формирования органов государственной власти с помощью выражения политической воли граждан; способ существования демократии; способ смены правящих элит.

Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности.

Выборы бывают:

-президентские,

- парламентские,

- муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

- очередные,

- внеочередные,

- дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы. К примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы местного самоуправления, а во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного самоуправления. В политической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, создающим видимость причастности граждан к принятию политических решений. И всё же большинство учёных считают, что в демократических системах выборы – важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Функции выборов:

- смена власти мирным путём;

-осознание и представление различными социальными группами своих интересов;

- легитимация и стабилизация политической системы;

- политическая социализация граждан;

- рекрутирование политической элиты;

- формирование оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства.

Вопрос №2.Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих организацию и проведение выборов. В узком значении – это право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Современное избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования.

Данные принципы закреплены и в Конституции Республики Беларусь (ст. 64-68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, национальности, общественного и имущественного положения, профессии, религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы.

Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов.

Ценз – это условие, ограничивающее участие гражданина в осуществлении политических прав. Наиболее распространены возрастной ценз, ценз оседлости и ценз гражданства.

Возрастной ценз – это признание за лицом избирательных прав по достижению определённого возраста. В большинстве стран активное избирательное право предоставляется с 18 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства может стать гражданин Беларуси по достижении 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определённое время.

Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определённого срока.

Рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право, что в значительной мере ограничивает принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус – электорат (от лат. elektor – избиратель), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трёх условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос. Во-вторых, голоса избирателей должны иметь равный вес, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или населения). В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают избирать от их имени.

Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей. При тайном голосовании гарантируется возможность каждому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Этот принцип осуществляет избирательная комиссия, которая готовит бюллетени, кабинки, урны и др.

Таковы основные принципы избирательного права, за нарушение которых в соответствии с законами государств предусмотрены различные меры наказания.

Вопрос №3 Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов, закреплённый в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространёнными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная. В современных условиях на их основе сформирована смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной (фр. majorite – большинство) избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три

разновидности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50% голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике достижение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования.

К участию в нём допускаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

В Республике Беларусь при проведении президентских выборов и выборов в Палату представителей действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включённых в списки избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% граждан, включённых в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25%+1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов.

В нём принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25% +1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

При проведении выборов в местные Советы в Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система относительного большинства.

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны.

Эта система применяется редко, как наименее результативная.

Основными достоинствами мажоритарной избирательной системы являются следующие:

1) учитывает мнения большинства избирателей при формировании органов власти;

2) предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать

стабильное правительство, что способствует стабильности политической системы общества в целом (Великобритания, США, Канада, Индия);

3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и

кандидатом (в последствии депутатом);

4) позволяет персонифицировать выборы, т.е. обратить внимание избирателей на личные качества кандидатов;

5) позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам;

6) при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателей, поэтому можно обеспечить простой и понятный всем контроль за ходом и результатами выборов.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки:

1) значительное число голосов избирателей (вплоть до 49%), поданных за потерпевшего поражение кандидата пропадает и не влияет на распределение депутатских мандатов;

2) это может способствовать ослаблению легитимности власти, вызвать недоверие к существующему строю;

3) зависимость депутатов от выборщиков побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным;

4) дополнительные расходы в случае проведения второго тура голосования.

На преодоление указанных недостатков претендует пропорциональная избирательная система. Эта система в современном мире распространена более широко. В её основу положен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами и полученными ею мандатами. Проводимые на этой основе выборы являются строго партийными.

Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, то есть за её программу. Если в списке от партии 7 кандидатур, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата списка. Для определения результата голосования устанавливается квота – т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного кандидата.

Для этого общее число поданных голосов делится на число депутатских

мест. Места между партиями определяются делением полученных голосов на квоту. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна «пройти порог», то есть получить определённый процент голосов. В России – 7%, Германии, Италии – 5%, Турции - 10%, в Дании – 2%. Партии не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы являются:

1) даёт возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Недостатки пропорциональной избирательной системы:

1) сложности при формировании правительства;

2) сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, а не от избирателей;

3) слабая связь между депутатами и избирателями и др.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая – в соответствии с принципами пропорциональной. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам

(избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 – по федеральному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, а другим – за политическую партию.

Вопрос №4. Практически-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Он включает в себя избирательную процедуру и избирательную кампанию.

Избирательная процедура – это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов – партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей – проводимые в установленный для этого законом период времени.

Избирательная процедура включает в себя, как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрацию кандидатов; регистрацию избирателей; проведение голосования; определение результатов голосования.

Назначение выборов в большинстве случаев производится решением уполномоченного на то государственного органа.

Избирательные органы призваны обеспечивать организационное руководство ходом избирательного процесса.

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан главным образом для избрания депутатов в представительные органы власти и местного самоуправления. Округа образуются также и для избрания должностных лиц государства, например – президента. Подготовку и проведение выборов на территории избирательного округа организуют окружные избирательные органы (комиссии).

Избирательный округ подразделяется на несколько избирательных участков. Всю работу по подготовке и проведению выборов на избирательном участке осуществляют участковые избирательные комиссии.

Выдвижение и регистрация кандидатов – это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица.

Регистрация избирателей представляет собой процедуру включения гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию. Регистрация есть необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и в него заносятся, как правило, все граждане, имеющие права голоса.

Проведение голосованияне требует специального рассмотрения, т.к. в целом эта процедура всем знакома. Отметим лишь, что непременным атрибутом современных демократических выборов является институт наблюдателей, деятельность которых также регламентируется законодательством.

Как мы уже знаем, избирательная кампания есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений для достижения своих предвыборных целей. В числе таких событий митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание средств массовой информации к теме выборов, появление на улицах рекламных плакатов, распространение листовок и т.п.

В основе регламентации избирательных кампаний лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования: во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом; во-вторых, предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании.

Подсчет голосов и определение результатов выборовне представляет особой проблемы для стран, имеющих прочные демократические традиции политической жизни. В тех же странах, где еще не сформировалась соответствующая политическая культура, возможны и фальсификации итогов голосования. Однако альтернативы выборам как легитимному способу формирования институтов политической власти не существует.

Наши рекомендации