ОИВ субъектов юридически равны в отношениях с ФОИВ

38.Основы административно-правового статуса общественных объединений.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Административнаяправосубъектность – комплекс прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.

Государство определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Основа – ФЗ об общественных объединениях.

Определяет:

а. содержание права граждан на объединение;

б. основные гарантии данного права;

в. статус общественных объединений;

г. порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации.

Исходное в статусе – запрет преследовать незаконные цели.

Закон также определяет содержание устава.

Отношения между государством и организацией – принцип взаимного невмешательства.

Деятельность как юридических лиц – ГК.

Права общественных объединений:

1) участие в выработке решений органов государственной власти и МСУ;

2) проводить манифестации;

3) представлять и защищать свои права, права членов и участников;

4) вносить предложения в органы государственной власти;

5) другие.

Влияние государства:

1. регистрация (органами юстиции) для приобретения прав юридического лица (не обязательна);

2. контроль источников доходов (финансовыми органами);

3. надзор и контроль за выполнением существующих норм.

Обязанность общественных объединений – соблюдение законодательства РФ.

Ликвидация – по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.

Статус политических партий – ФЗ о политических партиях.

Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ.

Принцип взаимного невмешательства.

Государство:

а) контроль создания партий – обязательная регистрация;

б) финансирует политические партии, ведёт контроль за финансами с помощью налоговых органов.

39.Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Начало – с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.

Подготовка к делу – субъекты выясняют:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Место рассмотрения:

а) по совершения (как правило);

б) по месту жительства привлекаемого (по его ходатайству, в случаях, предусмотренных КоАП);

в) по месту нахождения органа, проводившего расследование (при административном расследовании);

г) по месту учёта транспортного средства (при лишении прав).

Срок рассмотрения:

а. 15 дней – общее правило;

б. продление не более чем на месяц – ходатайство участников, необходимость рассмотрения дополнительных обстоятельств;

в. в день получения протокола – дело о нарушении, влекущем административный арест;

г. не позднее 48 часов после задержания – лицу, подвергнутому задержанию.

Процедура:

1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2. устанавливается факт явки сторон;

3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5. разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7. выноситсяопределениеоб отложении рассмотрения дела;

8. выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела

9. выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Отложение обязательно в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела:

1) оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости и иные материалы дела;

2) заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;

3) исследуются иные доказательства;

4) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Завершениерассмотрения – постановление (объявляется немедленно, копия вручается сторонам в течение 3х дней):

а. о назначении наказания;

б. о прекращении производства по делу (при наличии хотя бы одного обстоятельства, исключающих производство).

Определение:

а. о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначить наказания иного вида, применить иные меры;

б. о передаче дела по подведомственности.

в. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

40.Правовые акты управления: понятие, виды.

Правовой акт – официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченного органа государственного управления, органа МСУ, принятое в пределах его компетенции, в определённой форме, с соблюдением обязательных процедур, устанавливающее, изменяющее или прекращающее правовые нормы, конкретные правоотношения.

Правовые акты – разновидность правовых актов, обладающие всеми их существенными признаками.

Различают:

а) одностороннее юридическое действие государственного органа;

б) акт как официальный документ.

Акты могут устанавливать нормы как публичного, так и частного права.

Нет легального определения правового акта.

Признаки правового акта:

1. официальное решение – органы действуют от имени государства, акт направлен на выполнение задач публичного характера;

2. подзаконность – юридическое средство обеспечения проведения в жизнь законом (подзаконный характер всего государственного управления);

3. одностороннее юридически-властное волеизъявление – издание опирается на властные полномочия субъектов.

Содержание – управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий данного субъекта.

Авторитарность – свойство правового акта, выражающее обязательность для исполнения не только субъектами, на которых распространяется его действие, но и на тех, кто его принимает.

Последствия издания правовых актов:

1) могут содержать правовые нормы – регулируют различные общественные отношения;

2) могут выступать в виде юридических фактов – влекут возникновение правоотношений;

3) могут служить основанием издания или отмены других актов.

Правовой акт – служебный документ, отличающийся от служебных документов: служебные документы не влекут непосредственных юридических последствий, могут быть предпосылкой издания.

Особое место среди служебных документов – реестры, регистрационные книги, журналы:

а. утверждаются управомоченными государственными органами;

б. сведения вносятся на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам.

Классификация правовых актов органов управления:

по юридическим свойствам

Нормативные · Существенные признаки: а) издание в установленном порядке; б) наличие норм, обязательных для неопределённого круга лиц; в) неоднократное применение. · Сущность определяется юридическими свойствами правовой нормы. · Принадлежит важная роль в организации и практическом осуществлении государственной власти. · Конкретизируют или устанавливают административно-правовое положение субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними.
Индивидуальные · Акты применения правовых норм. · Суть – персонифицированные правовые предписания. · Осуществляют оперативное управление.

по форме

Устный · Только в специально оговоренных случаях. · Нужда в немедленной реакциина ситуацию, поведение гражданина, деятельность организации.
Письменный · Служебный документ, признаваемый актом управления. · Письменная форма: а) наименование (постановление, приказ, распоряжение, правила, инструкции, положения), президент – постановления, распоряжения); б) реквизиты (какой вопрос, кем и когда принят).
Конклюдентные · Светофор.

*акты коллегиальных органов только письменные.

41.Понятие и цели организации управления.

Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей.

Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признак государственного управления – организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.

Функции государственного управления:

1) разработка и реализация государственной политики;

2) установление организационных основ хозяйственной жизни;

3) управление государственными учреждениями;

4) регулирование функционирования негосударственных учреждений;

5) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

6) осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

42. Административный штраф.

Наши рекомендации