Типология кризисов политического развития

Рассмотрим кризисы политического развития на примере политической модернизации России. Сразу оговоримся, что советская политическая система не была в строгом смысле слова традиционной, но ей были свойственны многие превращенные черты последней.

Переход от тоталитаризма к демократии в конце 80-х годов XX в. в России обусловил кризис легитимности. Обычно легитимным признается тот режим, который соответствует ценностям не только правящей элиты, но и большинства общества. Прежний режим обеспечивал свою легитимность разными средствами: с одной стороны, насилием и тотальной идеологической обработкой населе-

представительства и политической коммуникации. Новые группы интересов должны иметь возможность заявлять власти о своих требованиях легально и организованно, что позволит правящей элите своевременно реагировать на них. Такая система еще находится в стадии становления. Кроме того, одной из важных задач правящей элиты, решение которой позволит создать условия для политической стабильности и обезопасит ее от неожиданных конфликтов, является обеспечение легитимности оппозиции, включение ее в процесс принятия решений, а следовательно, возложение на нее ответственности за эти решения и их реализацию.

Потребность в создании разветвленной системы социального представительства, обеспечивающей открытое выражение требований специализированных групп интересов в России, усугубляется рядом обстоятельств. Мы имеем в виду прежде всего наличие слишком большого числа маргинальных групп, которые могут быть использованы в собственных целях различными политическими силами, если их интересы не будут легально представлены правящей элите. Без системы представительства специализированных групп интересов последовательная интеграция их в процессе принятия политических решений практически невозможна. Но в таком случае они будут стремиться заявить о своих требованиях спонтанно.

Еще одна трудность состоит в том, что процессы классообразования в России заметно отстают от формирования партийной системы. Образовавшиеся партии часто не имеют четкой социальной ориентации. Слабость партийной системы приводит к преобладанию латентных (скрытых) форм представительства интересов и стихийного, неорганизованного характера их выражения. И, наконец, в силу несформированности социально-классовой структуры общества в качестве вдохновляющих мотивов политического участия выступают национальные идеи, учет которых поможет политическому руководству страны впредь успешно предотвращать конфликты, особенно подобные чеченскому.

Контрольные вопросы к теме

1. Каковы причины политических изменений?

2. Какие подходы к объяснению природы политических изменений существуют в политической науке?

3. Что составляет содержание процесса политической модернизации?

4. Каковы критерии политической модернизированности общества?

5. Используя систему Г. Алмонда и Л. Пая, определите наличие признаков политической модернизированности современного российского общества.

6. В чем заключаются различия подходов к содержанию процесса политической модернизации у Г. Алмонда и С. Хантингтона?

7. Каковы критерии политического развития по Г. Алмонду и Д. Пауэллу?

8. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «политическое развитие» и «политическая модернизация»?

9. В чем причины кризисов политического развития?

10. Каковы критерии типологии кризисов политического развития?

11. Назовите причины и истоки кризиса легитимности в России, а также способы его преодоления.

12. Как можно преодолеть институциональный кризис?

13. В чем причина кризиса участия?

14. Какой из кризисов политического развития проявляется сегодня в России наиболее отчетливо?

15. Стало ли, на ваш взгляд, российское общество более развитым в политическом смысле? Аргументируйте свой ответ.

Логические задания и проблемные вопросы

1. Чем можно объяснить тот факт, что перенесение западных политических институтов и процедур в страны Азии и Африки не приводило к развитию демократии?

2. Американский политолог С. Липсет утверждает, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической». Как вы думаете, насколько прав исследователь? Какая взаимосвязь существует между политическим развитием страны и уровнем ее экономического роста?

3. Страны Латинской Америки страдают от слабости демократических институтов, здесь часто происходят политические перевороты. Западные авторы объясняют слабость демократических традиций господством католицизма в регионе. По утверждению известного канадского политика П. Трюдо, «католические нации не всегда были пылкими сторонниками демократии. В религиозных вопросах они авторитарны; и так как разделительная линия между духовным и мирским может быть не только отчетливой, но иногда и ставить в тупик, то католические нации зачастую очень неохотно ищут решения мирских проблем путем простого подсчета голосов». Насколько верно это утверждение, на ваш взгляд? Влияет ли религия на политическое развитие?

4. Французский юрист Ж. Бодэн в XVI в. выявил зависимость политического развития от климатических условий. Он писал:

«Народы промежуточных областей обладают большей силой, чем народы Юга; они более умны и менее сильны, чем народы Севера и более пригодны для командования и управления республиками... Точно так же, как крупные армии и державы появляются на Севере, тогда как оккультные науки, философию, математику и прочие созерцательные науки дают южные народы; а политические науки, законы, юриспруденция, дар красноречия и умение рассуждать берут свое начало и происхождение в срединных областях, и все великие империи основаны там: империи ассирийцев, мидийцев, персов, парфян, греков, римлян, кельтов». Верно ли данное утверждение о влиянии климата для объяснения особенностей политического развития современных обществ? 5. Английский священник Томас Роберт Мальтус (1766—1836) вошел в историю своим «законом народонаселения», в котором он выявил зависимость политического развития от численности населения. Без регулирования народонаселение, по мнению Мальтуса, возрастает в геометрической прогрессии, а продовольственные ресурсы увеличиваются в арифметической прогрессии. Возрастающий разрыв между ними порождает бедствия, нужду, голод, которые приводят к революциям, войнам, кризисам. В какой мере эти представления позволяют объяснить особенности современного политического развития, особенно развивающихся стран?

Наши рекомендации