Роль международных организаций

Наконец, существование множества каналов подталкивает нас к тому, чтобы предположить иную и более значимую роль международных организаций в мировой политике. Реалисты вслед за Г.Моргентау изображали мир, в котором государства, действуя в своих интересах, борются за "власть и мир". Вопросы безопасности доминируют; война всегда существует как реальная угроза. Можно предположить, что в таком мире международные организации будут играть незначительную роль, ограниченную лишь редкими случаями совпадения интересов. В этом случае международные организации имеют явно периферийный характер в мировой политике. Но в мире, где множество проблем увязаны друг с другом, мире, в котором коалиции формируются транснационально потенциальная роль международных институтов значительно возрастает. В частности, они помогают устанавливать круг актуальных вопросов, требующих разрешения, и действуют как катализаторы при формировании коалиций, а также и как арена для политических инициатив... Для того чтобы справиться с потоком вопросов, которые генерируются деятельностью международных организаций, правительства вынуждены соответствующим образом организовать свою работу. Деятельность международных организаций может способствовать определению правительственных приоритетов путем акцентирования внимания на некоторых вопросах. [Например], Стокгольмская конференция по охране окружающей среды 1972 г. способствовала усилению позиций правительственных агентств, занимающихся экологическими вопросами. Конференция 1974 г., посвященная проблема продовольствия, сконцентрировала внимание подразделений правительства Соединенных Штатов на обеспечении [продовольственной безопасности]. В 1975 г. сентябрьская специальная сессия ООН, посвященная рассмотрению предложений, входящих в концепцию "нового международного экономического порядка", породила внутриправительственные дебаты по поводу политики в отношении стран третьего мира в целом. Деятельность МВФ и ГАТТ способствовали смещению внимания на валютные и торговые отношения в ущерб частным прямым инвестициям, которые не имеют соответствующей международной организации.

Благодаря возможности свести правительственных чиновников вместе международные организации помогают воплотить потенциальные коалиции в мировой политике. Вполне очевидно, что международные организации очень важны в том, что помогают свести вместе представителей развивающихся стран, большинство из которых не имеют посольств в столицах друг друга. Стратегия солидарности бедных стран третьего мира была разработана в ходе серии международных конференций, проводившихся по большей части под эгидой ООН. Международные организации также позволяют правительственным агентствам, которые иным способом, могут и не войти в контакт друг с другом, воплотить потенциальные межправительственные коалиции в явные, для которых свойственны прямые связи друг с другом. В некоторых случаях секретариаты международных организаций сознательно способствуют этому процессу, формируя - межправительственные, иди трансправительственные коалиции, а также коалиции из неправительственных организаций, имеющих сходные интересы.

Международные организации - весьма подходящие институты для слабых государств. Норма, принятая в системе ООН: одно государство – один голос весьма благоприятна для коалиции малых и. слабых. Секретариаты часто отзывчивы к требованиям стран третьего мира. Более того, нормы большинства международных организаций, по мере того, как они. развиваются с течением времени акцентируют принципы социального и экономического равенства наряду с равенством государств. Более ранние резолюции, в которых выражена позиция стран третьего мира и которые пусть и с оговорками принимаются индустриально развитыми странами, используются для легитимации новых требований.

Международные организации позволяют также малым и слабым государствам преследовать стратегию и "увязывания". В разработке "нового международного экономического порядка" страны третьего мира настаивали на увязке решения вопроса цен и поставок нефти с решением других вопросов, по которым они традиционно не могли достичь своих целей. Малые и слабые государства следовали этой же стратегической линии в ходе целого ряда конференций по международному морскому праву под эгидой ООН.

Комплексная взаимозависимость, следовательно, привносит иные образцы политических процессов, чем, концепция [политического] реализма... Таким образом, можно предположить, что в условиях комплексной взаимозависимости традиционные теории не смогут объяснить смену международных режимов. Но, в условиях, которые приближаются к тем, о которых говорят реалисты, традиционные теории остаются уместными.

Наши рекомендации