Право участвовать в управлении государством

Комплексное право, охватывающее избирательные права, право обращений, право на доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия и др. Это право принадлежит исключительно гражданам РФ и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей. Указанное право конкретизирует содержащееся в Конституции РФ (ст. 3) положение о народовластии, носящее обобщенный (абстрактный) характер. Указанным правом охватываются:

1. Избирательные права - права граждан, гарантирующие им возможность избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательные права граждан состоят из следующих двух субъективных прав: а) право избирать своих представителей в выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право); б) право быть избранным в эти же органы власти - так называемое пассивное избирательное право (о реализации этих прав см. главу 15).

2. Право на равный доступ к государственной службе - конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства посредством занятия любой государственной должности. Институт государственной службы составляют государственные должности, вне которых государственная служба невозможна. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в РФ» (п. 3 ст. 21) устанавливает исчерпывающие основания отказа принятия на государственную службу и нахождения на ней. Это: признание судом гражданина недееспособным; лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий; наличие близкого родства (родители, супруги, братья, сестры, дети) с государственными служащими при непосредственной их подчиненности или подконтрольности друг другу; отказ от предоставления сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности (ст. 12 вышеназванного Закона) и др. Закон определяет требования, предъявляемые к кандидату на госслужбу, порядок обязательной аттестации государственных служащих, условия их труда, меры ответственности за должностные проступки, условия труда и др.

3. Право на участие в референдуме - конституционная возможность граждан, обладающих активным избирательным правом, непосредственно участвовать в принятии решений по вопросам государственной и общественной жизни. Референдум означает голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Право граждан на участие в референдуме непосредственно вытекает из ст. 3 Конституции и охватывает своим содержанием: а) право граждан на участие во всенародном (местном) голосовании; б) право требовать вынесения на голосование любого вопроса. Порядок реализации права на участие в референдуме урегулирован Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме РФ», Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также в законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления (см. главу 5).

4. Право граждан на обращения - гарантированная Конституцией РФ возможность граждан обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 33) граждане имеют право лично, а также через своего законного представителя на предприятии, в учреждении, организации, независимо от форм собственности, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, к их руководителям и должностным лицам, депутатам законодательных (представительных) органов и органов местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим.

Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, ходатайства или жалобы гражданина. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования - обращение за судебной защитой, а также право обратиться в Конституционный Суд с конституционной жалобой. Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии со своей компетенцией. Порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан регулируется законодательством Союза ССР - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изменениями и дополнениями). Соответственно этому акту поступившие жалобы, заявления рассматриваются в течение 1 месяца или 15 дней, если для рассмотрения таких обращений граждан не требуется специальная проверка. Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения (как правило, не позднее чем в семидневный срок) в органы, которым подведомственны данные вопросы, извещая об этом граждан, подавших заявления. При этом запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются. Адресатами предложений, заявлений, ходатайств граждан являются те органы и должностные лица, к непосредственному ведению которых данные обращения относятся. В отличие от них жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Законодательство запрещает анонимные обращения, заявления и жалобы. Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций) - предложений по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протесты против действий властей и др. Посредством обращений граждане оказывают давление на властные структуры, осуществляют общественный контроль за ними. Таким образом разрешаются многие социальные конфликты, предупреждаются акты массового недовольства людей.

5. Право на участие в отправлении правосудия - конституционное право граждан на участие в управлении государственными деламив форме отправления правосудия в качестве присяжных или народных заседателей. Организация суда присяжных заседателей, права и обязанности присяжных заседателей определяются Законом РФ о судоустройстве. В соответствии с этим Законом суды присяжных заседателей рассматривают уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях. Действующее уголовное законодательство России относит к компетенции коллегии присяжных заседателей разрешение основных вопросов о виновности по делам об убийствам и других опасных преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Порядок участия граждан в качестве народных заседателей определяется Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Народными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет. По закону народными заседателями не могут быть лица, имеющие не снятую и не погашенную судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; замещающие государственные должности категории «А», а также замещающие выбранные должности в органах самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей не чаще одного раза в год на срок 14 дней либо на время рассмотрения в суде дела. За время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере / части должностного оклада судьи данного лица. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей сохраняется заработок по основному месту работы. На народного заседателя и членов его семьи в период осуществления правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей и членов их семей, установленные законом. В период осуществления правосудия уголовное дело в отношении народного заседателя может быть возбуждено только Генеральным прокурором или лицом, осуществляющим его обязанности. Народный заседатель может быть заключен под стражу только с санкции Генерального прокурора либо по решению суда. Без согласия народного заседателя в период осуществления своих обязанностей он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу.

Глава 16. Социально-экономические и культурные права
67. § 1. Понятие и конституционная система социально-экономических и культурных прав
68. § 2. Право на экономическую деятельность
69. § 3. Социальные права и их конституционные гарантии
70. § 4. Культурные права граждан: конституционное содержание и гарантии

Наши рекомендации