Революционное движение 60-70х гг. 19века.

В 60 - 70-е гг. консервативно-реакционныйлагерь в русском общественном движении выступал против политики реформ. Реакционеры бдительно охраняли те тради­ционные российские установления, которые пока не были поколеблены реформами: самодержавная власть царя, сословные различия, угнете­ние национальных окраин и т.п. М.Н. Катков, издатель газеты «Московские ведомости». Со страниц его газеты звучали призывы к ужесточению власти, усилению роли дворянства, к борьбе против реформаторов и «нигилистов», сохранение единства империи, русификация его народов.

Либералыв 60 - 70-е гг. продолжают активно бороться за реформы. Особен­но популярной становится среди них идея общероссийского представи­тельного органа, который бы избирался всем населением и выражал его интересы. Многие либералы полагали, что такой орган сможет ужиться с самодержавием и не выступали за отмену последнего в ближайшем будущем. Но более решительные из них (например, И.С. Аксаков) пришли к мысли о необходимости уничтожения этого института; они настаивали также на ликвидации привилегий дворянства, защите прав личности, осуществлении гласности, свободы слова и веротерпимости. Основная деятельность либерального лагеря протекала открыто, и главной её ареной являлись земские и отчасти городские органы са­моуправления. Используя их, либеральная интеллигенция очень многое делала для развития общественной жизни, культуры и экономики в стране. Активными деятелями данного направления высту­пали в это время Б.Н. Чичерин, Ю.Ф. Самарин, Н.И. Тургенев, М.М. Стасюлевич и др.

Демократическоедвижение в характеризуемый период отличается сложностью, а с середины 70-х гг. приобретает большой размах и ока­зывает сильное воздействие на политику властей. В демократическом движении 1863 - 1870 гг. ясно определяется мирное, ре­формистское течение, которое выглядит более серьезным и основатель­ным в сравнении с другим течением - революционным. Шестиде­сятники боролись, прежде всего, за ликвидацию феодализма и его ос­татков; социализм был для них далекой перспективой - да и то не для всех. Среди демократов реформистского толка был уже упоминавшийся знаменитый писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. Путь к демократии и народному благоденствию он видел в спло­чении интеллигенции, просвещении и реформах. Демократы-реформисты 60-х гг. сыграли большую роль в развитии общественного движения и культуры в стране. Революционная тенденция постепенно убывает и заметно деградирует. Известны, например, такие объединения революционеров, как «Земля и воля» (1862 - 1864) и кружок Н. Ишутина (1863 - 1866). Для них были характерны надежды на крестьянскую революцию - и быстрое разочаро­вание в них. «Земля и воля» поэтому самораспустилась, а ишутинцы скло­нились к разного рода сомнительным методам: лидер кружка стал пропо­ведовать иезуитский принцип «цель оправдывает средства» и создал тай­ную группу «Ад», которая планировала вызвать в стране бунт с помощью цареубийства; отсюда и вышел Д. Каракозов. Покушение же Каракозова привело к разгрому кружка и аресту многих его членов. «Народная расправа» (1869 - 1870). Её руководитель С. Нечаев понимал революцию как всеобщее разрушение, и народ в его сознании был лишь средством для неё. Нечаев установил диктаторский режим. Ко­гда же один из её участников, студент И. Иванов, посмел протестовать против этого, Нечаев организовал его убийство. После этого «лидер» бежал за границу, организация его была раскрыта, да и он сам в конце концов оказался в крепости, где и умер через несколько лет. «Нечаевщина» произвела на современников тяжелое впечатление. Почти все революционеры и социалисты наперебой спешили отмеже­ваться от нее.

Происходившие в стране социально-экономиче­ские процессы - резкое ослабление феодальных институтов и развитие капитализма - привели к коренному перелому в демократическом движении: на смену шестидесятничеству пришло народничество.

Народничество - это идеология и практика русской демократиче­ской интеллигенции 70 - 90-х гг. XIX в. Ориента­ция на крестьянство и взгляд на социализм как на конечную цель движения. Они считали, что главной опасностью для кре­стьянства уже стал капитализм, и борьба с ним выступила у них на первое место. Альтернативой капитализму мог быть, по их убежде­нию, только социализм. Отсюда основная и ближайшая цель народ­ников: остановить развитие капитализма в России и направить стра­ну по социалистическому пути. Основными теоретиками народничества были в 70-е гг. Н.К. Михайловский, П.Л. Лав­ров и М.А. Бакунин. Народничество - как идеология, а затем и как практика - возникло на рубеже 60 - 70-х гг. и сразу проявилось в двух формах: мирной и революционной. Впоследствии в связи с небывалым развитием террористической деятельности народников можно будет говорить и о третьей разновидности народничества - тер­рористической.

Народники мирной формации главное значение придавали развитию крестьянского хозяйства и крестьянской общины; первое, как они полагали, поможет крестьянству отразить разлагающее влияние капитализма, а второе постепенно приведет его, а с ним и все общество, к социализму. Однако крестьянство, по их убеждению, не могло выполнить эти задачи самостоятельно, поэтому интеллигенция должна была помочь земледельцам и возглавить весь процесс. Н.К. Михайловский. К концу 70-х гг. он преодолевает свойственный ему ранее аполитизм и начинает кампанию за гражданские свободы в России. Одновременно сотрудничает в нелегальных изданиях, где призывает, в частности, к борьбе за конституцию. Деятельность народников мирной формации была энергичной, плодо­творной и принесла большую пользу стране и ее культуре.

Часть народнических теоретиков стояла за революционный переход к социализму. Лавров (интеллигенция должна двинуться в деревню для пропаганды социа­лизма в крестьянской среде; затем следует поднимать крестьян на социалистическую революцию). Бакунин (среди селян пропагандировать не надо, задача интеллигенции состоит в том, чтобы пойти в народ - но только затем, чтобы объединить его для немедленного всеобщего бунта). Ткачев (народ, по его убеждению, был консерва­тивным, темным и забитым, а потому и не способным к революции; возлагал надежды на небольшую тайную организацию, которая вначале с помощью террора дезорганизует правительство, а затем за­хватит власть и установит революционную диктатуру, в условиях кото­рой общество и совершит переход к социализму).

Первой формой практической активности революционных народни­ков стало создание и деятельность кружков, преимущественно студен­ческих по составу (кружки Н. Чайковского). В недрах таких кружков и началась подготовка к тесному сближе­нию с народом, к походу в деревню. Весной 1874 г. из многих городов почти одновременно масса моло­дых людей двинулась в деревню; началось знаменитое хождение в народ. Движение в народ было в целом стихийным, никакого общего цен­тра не существовало. Однако некоторые элементы организованности все же можно обнаружить - в создании явок, в передаче друг другу агитационной литературы, в появлении «мастерских» для изготовления одежды. Дело в том, что революционеры, чтобы быть понятнее народу, а заодно и обезопасить себя от властей, часто старались выдать себя за крестьян, для чего обряжались в крестьянские одеяния, отпускали ок­ладистые бороды и овладевали каким-нибудь сельским ремеслом. Однако, несмотря на все старания, на размах движения и самоотвер­женность его участников, хождение потерпело полный крах: крестьян­ство в подавляющем большинстве случаев не воспринимало ни социа­листических, ни революционных идей. Между тем правительство, на­пуганное масштабами «крамолы», приняло решительные меры. Нача­лись массовые аресты, были устроены два крупных судебных процесса, многие народники угодили в тюрьму, на каторгу или ссылку. Хождение пошло на убыль.

В этих условиях революционеры попытались изменить тактику. Они решили, что дело пойдет лучше, если создать единую централизованную организацию и вести пропаганду путем устройства в деревне по­стоянных поселений - под видом школ, кузниц, фельдшерских пунктов и т.п. Такая организация образовалась в 1876 г.; это была «Земля и во­ля» (название пришло из 60-х гг.), которая и занялась основанием по­селений. Но хотя некоторые из поселений действовали очень активно, итог в целом оказался столь же неутешитель­ным: крестьянство по-прежнему проявляло равнодушие, а полиция действовала ещё более эффективно. Они рассудили так: мы не можем убедить крестьянство главным образом потому, что нам мешают власти; для успешной работы в де­ревне, следовательно, нужны условия, а именно гражданские свободы; значит, первоначальной целью теперь должно стать завоевание таких свобод, т.е. политическая борьба. Так в «Земле и воле» возникло течение «политиков», которым противостояли «деревенщики» - сторонники продолжения непо­средственной работы с крестьянством. Но у «политиков» была важ­ная особенность: в условиях России они видели только один путь к завоеванию гражданских свобод - террор, с помощью которого можно было бы запугать правительство и вынудить его к политиче­ским уступкам. Были совершены пер­вые террористические акты.

Летом 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две новые организа­ции - «Черный передел» и «Народную волю». Первая состояла из «де­ревенщиков»; ее возглавили Г. Плеханов, Л. Дейч, П. Аксельрод. Во вторую вошли «политики»: А. Михайлов, А. Желябов, С. Перовская, В. Фигнер и др. «Черный передел» не сыграл заметной роли в общественном дви­жении. Зато «Народная воля» сделалась знаменитой. Сначала в сознании народовольцев террор стал восприниматься не как путь к завоеванию политических свобод ради будущей крестьянской революции, а как средство дезорганизации власти во имя иной революции, которую должна была свершить сама «Народная воля». Сначала 80-х гг. - стала смотреть на террор как на средство заменить революцию, т.е. добиться целей революции, не совершая ее. Тем самым народовольцы положили начало террористческому течению в народничестве, отличному от собственно революционного. Террор стал для «Народной воли» главным средством борьбы. В пользу террора возникло несколько побу­ждений: 1) стремление добиться политических свобод в интересах подготовки крестьянской революции; 2) дезоргани­зация власти ради революции без народа, по ткачевскому варианту; 3) террор как средство заменить революцию. Был и четвертый мотив: месть властям за те или иные их действия против революционеров. С возникновением «Народной воли» террор, а особенно стремление к цареубийству, заметно усиливается. Одно за другим устраиваются покушения на Александра II. Убийство царя 1марта 1881г.

Наши рекомендации