Материальная культура казахов в XV-XVIII веках (Быт, жилище, одежда, пища).
Материальная и духовная культура казахов в 16-18вв. характер домашних промыслов , ремесла народные обряды, обычаи, традиции. Духовную жизнь казахов в 15- 17 вв. отражают древние народные обычаи и обряды связанные с хоз деятельностью: весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке саблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовок разводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота. Весной пока не загремит гром, не разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие плоды. По представлению народа гром яв-ся предвестником спелости всей флоры. Семейно-брачный обряд: левират (аменгерство) -вдова после годичной поминки выходит за брата покойного мужа, Сорорат (балдыз алу) - овдовевший жених мог жениться на младшей сестре покойной, Кудандалык - запрет кровнородственных связей в пределах 7 колена по мужской линии, а с 8 колена можно вступать в брак, Енши- отец выделяет наделы женившимся сыновьям,Ат тергеу – обычай придумывания имен невестой для родственников мужа. Традиционные обряды: традиция гостеприимства - путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого, угощение оказывали гостю совершенно бскорыстно. Традиция дружбы-побратимства - дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности. Традиция взаимопомощи – распространена между родственниками, отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий. Сезонные праздники: Наурыз, Согымбасы – праздновали в зимнее время,Кымызмурындык – праздновали летом, праздник связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашала на первый кумыс и получали благословения старейшин. Сабантой – праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона. В 16-17вв распространился ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.В Казахстане широко известно имя Яссави. Родоначальник тюркской традиции в суфизме основавший орден Яссавия-исамизация тюркских народов-казахов. По распоряжению Эмира Тимура над могилой Яссави построена мечеть 1398гг. который превратился в религиозный центр малой Мекки. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Покровители скота: Шопан ата, покров круп рог скота Зенги баба, верблюдов Ойсыл кара, лошадей Камбар ата, земледелия Дихан баба, Коркыт ата покровит шаманов музыкантов, Фатима дочь Мухаммеда покров женщин и детей. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных. Деревянный остов юрты состоит из кереге – решетки, которые составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма.У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.
Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки – жатаки. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой аппликации, узорного шитья. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.
В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы.