Глава 6. Население Поднестровья в начале железного века

Начало железного века в Днестровско-Прутском междуречье связано с формированием фракийской этнической общности, занимавшей огромные территории Балкано-Карпатского региона. Появление первых фракийцев в Восточных Карпатах относится еще к концу II тыс. до н. э. Продвигаясь к востоку из-за Прута, фракийские племена постепенно осваивают лесостепные районы центральной части Днестровско-Прутского междуречья и достигают Днестра. Первые памятники этой культурной группы были открыты у г. Кишинева и близ пос. Шолданешты, по которым они и получили свое название.

Раннефракийские племена кишиневской и шолданештской групп. Эти племена известны в Приднестровье по поселениям, которые они оставили в районе, расположенном к югу от впадения р. Реут в Днестр. Южнее границы степи и лесостепи памятники ранних фракийцев неизвестны. Для своих поселений они выбирали места на плато и мысах по берегам оврагов и мелких притоков Днестра, рядом с водой. Поселения были неукрепленными и, вероятно, существовали недолго. Площадь большинства из них невелика (до 1,5-5 га), однако встречаются и крупные поселки (до 15 га). В обнаруженных наземных глинобитных домах и полуземлянках находились открытые очаги и купольные печи, а также хозяйственные ямы.

Ведущими формами хозяйства были пашенное земледелие и придомное скотоводство. Сеяли преимущественно просо, пшеницу и овес, зерно которых потом обрабатывали каменными зернотерками. В стаде доминирующее положение занимал крупный рогатый скот, но раннефракийские племена разводили и свиней, и лошадей, и мелкий рогатый скот. Судя по тому, что на поселениях кости диких животных встречаются гораздо реже, чем домашних, охота играла подсобную роль. Охотились в основном на оленей и диких кабанов.

У фракийского населения широкое распространение получили прядение, ткачество и косторезное дело. Местное бронзолитейное производство на раннем этапе было развито крайне слабо.

На рубеже бронзового и железного веков у фракийского населения появляются отдельные орудия труда из железа: теслообразные топоры, наконечники копий, удила и некоторые украшения (застежки для одежды - фибулы). Были ли железные изделия местного производства или же их привозили из других регионов - пока неизвестно. Недостаток железных орудий восполняли обмены с соседями или изготовление их из кремня и камня.

Разложение первобытнообщинных отношений у ранних фракийцев находилось на первоначальной стадии. Наличие на поселениях крупных жилых домов свидетельствует о существовании больших патриархальных семей. Имущественная дифференциация в этот период выражена весьма слабо. В обществе доминирует однообразный, быт и практически нет различий в погребальном инвентаре. Умерших хоронили по обряду трупосожжения, причем в погребение, как правило, ставилась не только урна с прахом, но и один или несколько сосудов с пищей. Найденные в некоторых захоронениях конские удила, возможно, говорят о принадлежности погребенных к конным воинам - дружинникам. Не случайно такие захоронения занимали центральное положение в могильнике - видимо, на позднем этапе развития у раниефракийских племен происходит выделение родоплеменной аристократии.

В настоящее время в данной группе населения отмечаются два основных этапа: ранний (Х-1Х вв. до н. э.), представленный памятниками типа кишиневского поселения, и поздний (VIII - начало VI в. до н. э.), получивший свое отражение на поселении и могильнике у пос. Шолданешты.

Сахарно-солонченская группа памятников. Ранние фракийцы этой группы, расселившиеся в конце IX в. до н. э. на небольшой территории, главным образом в междуречье Реута и Днестра, а также на днестровском левобережье, проникли в этот регион с Нижнего Подунавья. Их появление здесь является, вероятно, следствием движения южной группы фракийских племен на север. Наиболее исследованы памятники, открытые у сел Сахарна и Солончены Резинского района.

Поселения этой группы фракийцев существовали до начала VII в. до н. э. Затем их обитатели, видимо под нажимом более сильных и многочисленных северофракийских племен типа Кишинев-Шолданешты, покинули Поднестровье. Отсутствие следов разрушений и пожаров на поселениях свидетельствует о том, что уход фракийцев не сопровождался боевыми действиями. Скорее всего, эти отношения были мирными, однако особенно тесных контактов между данными группами не отмечено.

Поселки типа Сахарна-Солончены также не были укреплены. На них обнаружены наземные глинобитные жилища и большое количество хозяйственных ям. Земледелие и придомное скотоводство были основными формами хозяйства. Жители поселков разводили преимущественно крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, реже - лошадей. Остатки диких животных найдены в небольшом количестве, среди них преобладают кости зайца, косули и оленя.

На поселениях часто встречаются кремневые вкладыши серпов, что свидетельствует об отсутствии широкой практики использования земледельческих орудий из железа. Но в погребениях грунтового могильника у с. Сахарна обнаружены железные ножи, удила и фибулы, что подтверждает использование фракийцами этой группы изделий из железа.

Особенность культуры пришельцев из района Нижнего Подунавья достаточно ярко проявилась в керамике, которая отличается большим разнообразием форм и оригинальностью орнаментации по сравнению с северной ветвью фракийских племен. Поверхность многих сосудов покрыта изящными геометрическими узорами, выполненными штампами и резьбой. Производство керамики было хорошо налажено на каждом поселении, а близ с. Сахарна открыт даже целый производственный комплекс по изготовлению посуды. Комплекс состоял из глинобитного на каменном основании стола, на котором формовали сосуды, и пяти глинобитных площадок, предназначенных для просушки керамики перед обжигом. Рядом с этими сооружениями найдены орудия труда гончара: костяные лощила и штампы для орнаментации, а также ребра животных, которыми снимали с сырых сосудов грязь. Открытие этого комплекса позволяет предполагать существование гончаров, снабжавших своими изделиями жителей поселка. Кроме гончарства широкое развитие получили ткачество, прядение, косторезное дело, изготовление каменных и кремневых орудий труда. Показательно, что на двух поселениях у с. Сахарна были найдены металлические шлаки.

Обряд захоронения существенно отличал эту группу фракийцев от их северных соседей. Умерших хоронили под невысокими курганами, обложенными камнями, часто в каменных ящиках. Господствовал обряд трупоположения, хотя был известен и обряд трупосожжения, при этом кальцинированные кости помещались не в погребальную урну, а непосредственно на дно погребальной камеры. В погребальном инвентаре доминируют керамика и орудия труда. В мужских захоронершях часто встречаются железные ножи, в женских - глиняные пряслица и мелкие украшения. В могильнике с. Сахарна выделяется лишь одно погребение, в котором кроме керамики были обнаружены железные удила и роговые псалии киммерийского типа VIII-VII вв. до н. э. Вероятно, у фракийцев сахарно-солонченской группы, как и у их соседей, начала выделяться аристократия, которая стала занимать господствующее положение в обществе.

У племен этой группы отмечены более широкие культурные контакты с восточными соседями (населением чернолесской культуры и киммерийцами), чем с западными. Здесь получили распространение лук со стрелами и конское снаряжение киммерийского типа. В свою очередь, у населения чернолесской культуры появилась украшенная резным и штампованным орнаментом посуда, характерная для памятников сахарно-со-лонченского типа. Такая же посуда отмечена и у киммерийских племен.

Теснимая соседями с запада, какая-то часть сахарно-солонченского населения уже в VIII в. до н. э. проникла в южные районы правобережья Украины, где и растворилась в массе носителей чернолесской культуры уже к началу VII в. до н. э.

Наши рекомендации