Основные типы политической идеологии

Политические идеологии различают также по таким критериям какпредлагаемая модель желаемого общества в отношении к прогрессу и технологии его осуществления. При таком подходе обычно выделяют два основных типа идеологии:

правые идеологиисвязывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Правые идеологии неоднородны, они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма) до либерально-демократических;

левые идеологии,которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Левые идеологии тоже неоднородны: коммунистическая идеология отдает предпочтение радикальным способам преобразования общества, а социал-демократическая негативно относится к идее использования революционных средств и предпочитает путь реформ.

Либерализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей, либерализм как самостоятельное общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и ограничение сферы деятельности государства, сформировался в конце XVII-XVIII веков на базе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Б. Констана, А. де Токвиля. На протяжении всего XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем и другими представителями западной общественно-политической мысли.

Исходными принципами политической идеологии либерализма являются: признание идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, осознание ответственности отдельного человека перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

В концепции либерализма человек представлен, как автономная самоуправляющаяся личность, способная устанавливать законы собственной нравственности и поведения. Милль сформулировал эту мысль в форме аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»[157].

В качестве гаранта и меры свободы, согласно либерализму, выступает частная собственность, так как самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности. Из экономической свободы выводилась свобода политическая и гражданская. Воплощением индивидуализма и права частной собственности в экономической сфере выступают принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализация которых обеспечила беспрецедентные темпы роста производительных сил.

С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялись проблемы отношений государства и отдельного человека, а именно, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству со стороны внешних сил, рассматривалась как сфера реализации естественной свободы, а стало быть, естественного права.

Исходя из этого постулата, были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы, в которых право было превращено в инструмент гарантирования каждому отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и пр. Эти идеи воплотились в принципах свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере они нашли свое выражение в идее правового государства, демократии и парламентаризма.

Либеральная концепция государственного устройства строилась на принципах конституционализма, парламентаризма и правового государства - этих несущих конструкций политической демократии.

Основополагающее значение имел принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. По мысли Ш.-Л. Монтескье, в случае соединения в одном лице двух ветвей власти неизбежны подавление свободы, господство произвола и тирании. Соединение всех трех ветвей власти составляет характерную черту деспотизма. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина. Либерализм и демократия обусловливают друг друга, но их нельзя полностью отождествлять. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти[158].

Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов, идей и концепций, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. Тем не менее, большинство либеральных основополагающих идеалов, идей и концепций на протяжении XIX века и в первые десятилетия XX века были реализованы.

Реализация идей либерализма выявила ряд проблем и противоречий: определение пределов возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка, особенно в кризисные периоды; совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности); существующие противоречия между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), между индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается вопрос о том, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущи только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной почве» затруднено [159].

Дать ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине XX века идеология неолиберализма. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а достоинством правительства - ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу его политической программы легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений [160].

Консерватизм

Консерватизм(от лат. «conserver» - охранять, сохранять) идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Само возникновение консерватизма как идеологии, явилось реакцией на результаты Великой Французской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни обществ по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители – критики Великой Французской революции – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк.

Наиболее содержательные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом.

Так, Д. Аллен определяет консерватизмкак определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. С. Хантингтон предложил понимать консерватизмболее широко - не как набор идей, а как, возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). При этом Манхейм предупреждает, что консерватизм следует отличать от традиционализма (который часто служит его истоком): консерватизм- это теоретически оформленное учение, традиционализм - подсознательное психологическое отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение). Если традиционализм стремится вернуться к идеальному первоначальному состоянию («золотой век» и т.п.), то консерватизм стремится сохранить от разрушения, существующие общественные институты и ценности [161].

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, что не всегда символизирует верность старому, отжившему и вражду ко всему новому: ведь не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно так же не всякое новое прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ.

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям. На основе этих установок сформировались основные политические ориентиры традиционного консерватизма:

1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность – доказательство этой ценности. Нельзя полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или даже общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода с его историей;

2. Общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой несвободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима, а существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы. Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

3. Неприкосновенность привилегий высших слоев общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);

4. Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка - семьи, религии, национального величия и частной собственности. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка;

5. Цель политики - защита статус-кво от любых поползновений революционеров; выработка реформаторского типа социальных изменений; поиск в истории таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда. Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства;

6. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Перечисленные идеи и принципы консерватизма, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Постепенно ценности консервативного толка были адаптированы к реалиям постиндустриального этапа развития общества. Консервативная идеология трансформировалась в неоконсервативную. К числу базовых ценностей неоконсервативная идеология относит:

1. Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев.

2. Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности.

3. Признавая формально (юридически) равенство людей, он однозначно выступает против экономического и социального равенства.

4. Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции.

5. Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка [162].

В то же время можно выделить и другие новации в содержании неоконсерватизма:

только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Наши рекомендации