Б. Собственно исторические методы исследования
Исторические методы исследования | |
1. методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов 2. во времени | хронологический, хронологическо-проблемный, проблемно-хронологического, синхронный, дихронный (периодизации) |
2. методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса | сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный |
Сущность исторических методов | |
Хронологический метод | состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке |
Хронологическо-проблемный метод | предусматривает изучение и исследование истории по периодам или эпохам, а внутри них – по проблемам. Проблемно-хронологический метода – изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. |
Синхронный метод | позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных регионах мира. |
Дихронный (периодизации) метод | дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений. |
Сравнительно-исторический метод | имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) общественного развития. |
Ретроспективный метод | позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. |
Структурно-системный метод | устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках. |
В. Специальные методы (заимствованные у других наук): математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.
Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.
В последние десятилетия при обработке исторических источников используются ЭВМ, компьютеры, математические методы. Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого – «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками.
Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.
Следовательно, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента.
Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации.
Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью.
Вот как писал об этом выдающийся русский философ С.Н.Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исторического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолютно новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов...».
Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.
Итак, история – это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии. Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, – от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек.
Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».
7. Категории и понятия истории.
Для отражения исторического развития общества историки вырабатывают свой терминологический аппарат. С момента возникновения научного знания возникает и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.
Категории – всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями; предельно общие понятия, обладающие статусом всеобщности и необходимости.
Понятия – это язык науки, который представляет собой информационно-знаковую систему для передачи мысли.