Государственно-правовое регулирование СМИ: международный опыт

Регулирование деятельности СМИ и функционирования массовых коммуникаций относится к области информационного права. Информационное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. ООН(1945), практически с самого начала своей деятельности, обратилась к рассмотрению прав и обязанностей применительно к вопросу доступа и распространения информации. «Всеобщая декларация прав человека» и «Международный пакт о гражданских и политических правах».Статье 19 декларации: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».Статья 19 пакта.:«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».. В Статье 20 :«1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».Документы Совета Европы(1949)– организации, объединяющей государства европейского континента – отчасти повторяют основные положения Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Статья 10:«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».Европейский суд по правам человека, призван обеспечить соблюдение и исполнение норм Европейской конвенции государствами-участниками и наделен правом толкования конвенции. Решение Европейского суда обязательно не только для государства, которого оно непосредственно касается, но и всех государств, подписавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и признающих юрисдикцию Европейского суда.

Наши рекомендации