Модель устойчивого развития белорусского социума.

Устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Концепция устойчивого развития содержит в себе 3 составляющие: экологическую, социальную, экономическую.

Национальная концепция устойчивого развития РБ на 2005-2020 гг.

  • Человек – цель прогресса
  • Повышение уровня благосостояния нации
  • Приоритетное развитие здравоохранения, образования, науки, культуры
  • Улучшение демографической ситуации
  • Переход на природоохранный ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики
  • Усиление взаимодействия экономики и экологии

18. Социальная структура (современного белорусского) общества

Социальная структура – это внутреннее строение общества, где общество-это не человечество вообще, а конкретный социум уровня страны.

Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.

Выделяют 5 пять основных позиций белорусского общества: нижний слой; базовый слой; средний слой; верхний слой; элита.

Каждый слой имеет внутреннюю структуру. Использование данных социальных исследований позволяет раскрыть внутреннюю структуру каждого слоя: нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные; базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации; средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели; верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие; элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.

19. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

Социальная структура общества – совокупность больших и малых социальных групп, которые вступают в индивидуальные и коллективные связи и отношения между собой по поводу условий их существования.

Элементы социальной структуры: индивиды, социальные общности и социальные институты.

Социальные общности – это особое социальное образование, обладающее той или иной степенью сложности, в которые люди группируются по некоторым общим признакам (пол, возраст).

Социальный институт – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития общества в целом.

Важнейшая причина возникновения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство.

Социальная стратификация –это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв, общин.

Причин возникновения стратификации обнаружено несколько, например, на основе социального пола (гендера).

Другим источником неравенства может служить различие между этническими и расовыми группами.

Исторические типы стратификации: кастовая, рабовладельческая, сословная, классовая.

21. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др.

Власть – способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая этим поставленных целей; навязывать свою волю вопреки желанию других людей.

Образование – процесс и результат освоения человеком социального опыта в виде системы знаний и умений, способов творческой деятельности, отношений; социальный институт, который обеспечивает подготовку учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени; сумма денег, полученная в виде зарплаты, пенсии, пособия, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Богатство – накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег; движимое (автомобиль, ценные бумаги) и недвижимое (дом, произведения искусства) имущество.

Наши рекомендации