Считаю использовать право голоса очень важно и иду на

Введение

Актуальность темы: Проблема неэффективности методов повышения электоральной активности и низкого уровня участия молодёжи Курганской области в выборах является сегодня одной из самых актуальных, т. к. именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего. Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах. Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

во-первых, важностью задачи управления избирательным процессом, решить которую невозможно без учета специфики избирательного поведения различных социальных и социально-демографических групп;

во-вторых, поиском эффективных путей превращения выборов в форму реального политического участия молодых граждан;

в-третьих, необходимостью исследования противоречий и проблем электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования.

Анализ состояния изученности темы исследования позволяет утверждать, что ряд её аспектов обстоятельно рассмотрен в отечественной литературе. В то же время очевиден недостаток специальных работ по изучению проблемы электорального поведения молодежи на региональном уровне, её типологии, объективных и субъективных факторов, влияющих на него, выявлению специфики по отношению к избирательному поведению других групп населения, хотя потребность в таких исследованиях довольно велика.

Объект исследования: Молодежь Курганской области в возрасте от 18 до 30 лет, обладающая правом избирательного голоса по закону.

Предмет исследования: Отношение молодёжи Курганской области к участию в выборах.

Цель исследования: Выявление причин недостаточной эффективности мероприятий по повышению электоральной активности и низкого уровня участия молодёжи Курганской области в выборах. Выработка предложений, способствующих повышению электоральной активности молодёжи.

Задачи исследования:

- выявление установок, и ориентаций молодых людей в отношении выборов, избирательного процесса, личного участия в них;

- определение уровня информированности об избирательном процессе, знания избирательного законодательства и практики выборов;

- анализ причин низкого уровня активности (участия) и мотивов участия в выборах молодёжи;

- изучение факторов, влияющих на избирательное поведение молодежи;

- Выявление причин недостаточной эффективности мероприятий по повышению электоральной активности и низкого участия молодёжи Курганской области в выборах;

- выявление электоральных предпочтений молодежи;

- разработка рекомендаций для повышения избирательной активности молодёжи.

Методы исследования:

1. анкетирование;

2. метод логического анализа;

3. анализ научной литературы;

4. статистический данные;

5. статистические методы обработки эмпирических данных.

Основная гипотеза:Основной причиной низкой активности (участия) молодёжи Курганской области в выборах является пессимистический настрой в ожидании изменений, обещанных в период предвыборной агитации.

Частные гипотезы:

1. У молодёжи Курганской области от 18 до 23 лет уровень осознания важности своего голоса на выборах ниже, чем у молодёжи в возрасте от 24 до 30 лет.

2. Уровень информированности об основных политических деятелях и партиях у молодёжи от 18 до 23 лет ниже, чем у молодёжи от 24 до 30 лет.

3. Формы и способы повышения электоральной активности не обеспечивают максимальный охват.

Сущность и содержание избирательного права и избирательного процесса

Становление и развитие прав человека характеризуют тип цивилизации, этап её развития, поскольку отношения человека и государства служат важнейшим признаком, определяющим природу той или иной цивилизации, а государство – как правовое или не правовое. Права человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что–то делать, осуществлять; то, что соответствует его природе и что разрешено законами. Права человека определяют полноценность жизни на планете и служат неотъемлемой частью культуры нации, высшим проявлением нравственно – правовых идеалов человечества. Поэтому среди духовных ценностей современного мира общепризнанные права человека занимают одно из наиболее важных мест. •Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в формировании и контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой системы Российской Федерации. Избирательное право в объективном смысле есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле есть право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это публичное политическое право, связанное с политическим процессом воспроизводства и легитимации публичной власти. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни.

Итак, избирательное право является совокупностью правовых норм, то есть лишь юридической формой выражения избирательной системы.

1.1 Выборы – механизм реализации избирательных прав граждан

Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Любое конституционно закреплённое право человека должно иметь свой механизм реализации. Выборы являются формой народовластия, механизмом формирования органов государства. Ошибочно было бы сводить избирательный процесс к формальной процедуре формирования органов публичной власти. Полным и точным представляется определение, согласно которому институт выборов и разнообразие его функций следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан. В этой связи весьма актуальна проблема электоральной активности избирателей, а точнее – молодых избирателей.

Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, ведь волеизъявление граждан – исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты. Большинство российских экспертов определяют достаточно традиционный и весьма однообразный спектр факторов, связанных с электоральной активностью избирателей:

· уровень выборов и их совмещение;

· тип избирательной системы;

· особенности общественно – политической жизни;

· влияние политических технологий;

· уровень политической и правовой культуры.

Последний фактор во многом предопределяет электоральное поведение избирателей. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов. На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, местного сообщества. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь лишь традиционным посещением избирательного участка в день выборов. При организации выборов должно быть уделено больше внимания созданию условий для голосования граждан, испытывающих в этом затруднения в силу не зависящих от них обстоятельств. Комплексный подход к рассмотрению причин, влияющих на поведение избирателей, позволяет определить основные пути повышения электоральной активности граждан. При этом необходимо помнить, что участие в выборах и референдумах – право, а не обязанность. Законодательство нашей страны, а также международные избирательные стандарты прямо запрещают какое-либо воздействие на избирателей с целью принуждения их к участию или неучастию в голосовании. Основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании. Человек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства. Необходимо предпринимать усилия для того, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.

Важную роль здесь призваны сыграть средства массовой информации. Объективное, непредвзятое освещение избирательной кампании будет способствовать формированию у избирателя адекватных представлений об избирательном процессе, затруднит манипулирование волеизъявлением, сможет противодействовать «грязным» технологиям. Государственные средства массовой информации должны освещать политические вопросы, предоставлять аудитории разнообразные материалы о работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатского корпуса региональных парламентов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, о деятельности политических партий и их региональных отделений. Вполне актуальным представляется создание цикла теле- и радиопередач, посвященных различным аспектам избирательной системы нашей страны, рассказывающих о её становлении и развитии, о проблемах, требующих решения.

Выборы не должны носить виртуальный характер, важно, чтобы конкуренция в борьбе за голоса избирателей помогала находить пути решения актуальных проблем, имеющих первостепенное значение для большинства избирателей.

Для поддержания электоральной активности на сложившемся уровне с перспективой её повышения следует усилить состязательность партий и выдвинутых ими кандидатов на выборах всех уровней, а для этого требуется дальнейшее развитие законодательства о политических партиях. Укрепление российской политической системы, переход на пропорциональную систему на выборах в федеральный парламент дают основания для аналогичного постепенного перехода и на выборах в органы законодательной власти субъектов Федерации. Это придаст политическим партиям дополнительный импульс, оживит их работу в регионах.

2. Политическая культура молодёжи и её электоральное поведение

Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодежной среде. Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако, практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодежи.

Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.

В статистике и социологии к молодежи обычно относят молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, в данной работе нас будет интересовать часть этой группы в возрасте от 18 до 30 лет. В России в этой группе избирателей примерно 25 миллионов человек, а это 23 % от общего числа избирателей. Как показывают социологические исследования, около 40% молодых людей не интересуются политикой вообще. В регионах активность молодежи на выборах еще ниже.

Политическая культура молодежи – важная составная часть политической культуры общества в целом. Проникая через определенные средства массовой информации, она формируется в сознании представителей общества. А молодежь - это та грань, которая стоит между правосознательным населением, обладающим сложившимися представлениями о политической культуре, и людьми, не имеющими о ней даже первичных знаний. [1]

Осмысляя процессы формирования политической культуры молодежи, ее роли в современной России, следует отметить, что молодежь - это не только потенциал перемен, но и возможный фактор политической нестабильности. Сегодняшнее социально-экономическое состояние России обуславливает остроту ряда проблем в сфере политического сознания молодежи.

Для вовлечения молодежи в политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции необходимо совершенствование системы государственной молодежной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме того, необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.

Говоря о «политической активности», следует отметить, что она может быть двух видов: участие в политической деятельности (членство в политической партии, ведение агитации, собственная политическая карьера) и участие в политическом процессе (явка на выборы и осознанное голосование).[2]

Последнее в рамках настоящей работы и будет обозначено как электоральное поведение.

Следует отметить, что в современной российской практике сегодня не сложилось общепринятого определения электорального поведения. Приведем несколько определений электорального поведения, наиболее часто цитируемых. Так, В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, предлагает следующее определение данного понятия: «система взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов».[3] В социологическом словаре, представленном на одном из российских Интернет-ресурсов, электоральное поведение трактуется как «изменение в численности и удельном весе голосов, отданных партиям и кандидатам на выборах (на референдумах – поданных за и против выдвинутых предложений), по сравнению с предшествующими выборами или референдумами, а так же изменение в численности и удельном весе (по отношению к зарегистрировавшимся избирателям) абсентеистов (избирателей, не принявших участия в голосовании) и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, а значит, недействительные бюллетени».[4] Более общий подход демонстрирует Ф.Н. Ильясов, известный российский специалист в сфере политического маркетинга, согласно которому под поведением электората понимается «участие (неучастие) субъекта в выборах в органы представительной власти, а так же голосование за определенного кандидата (партию)».[5]

Исследуя электоральное поведение молодёжи на региональном уровне, необходимо учитывать реальное состояние дел в молодёжной среде, её предпочтения и ориентации. Важными оценочными показателями здесь являются степень заинтересованности политикой и участие в ней, а также самоидентификация молодых людей с конкретными социально-политическими силами современной России. Данные критерии позволяют выявить отношение к политике, выступающей сегодня в качестве главного инструмента в механизме реформирования общества.

Дополнительным стимулом к изучению избирательного поведения российской молодёжи российских регионов является то, что её современное состояние характеризуется неоднозначностью и даже противоречивостью, нередко приводящих в недоумение ученых и практиков.

Основные понятия

Выборы -процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различные органы управления. Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Молодёжь, молодой избиратель – человек от 18 до 30 лет, имеющий право избирательного голоса.

Избирательная активность молодёжи – право голоса на выборах, пользование этим правом реально на сознательном уровне.

- юридическое (фактическое) право голоса – право голоса на выборах в декабре имеют все граждане Российской Федерации, которым на момент выборов исполнилось 18 лет, если они не признаны недееспособными по решению суда, и если они не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

- пользование правом – реализация права голоса.

- степень осознательности – если человек, по собственному желанию, идёт на выборы, чтобы отдать свой избирательный голос за какого либо кандидата, то он пользуется этим правом избирательного голоса.

Эффективность и неэффективность мероприятий по повышению избирательной активности молодёжиоценивается по следующим критериям:

- Осведомлённость молодёжи;

- Мотивация;

- Восприятие мероприятий;

- Готовность к активному участию.

Методы повышения электоральной активности молодёжи:

- Различные конкурсы, конференции и т.д.;

- Клубы молодых избирателей;

- Реклама;

- Подарки тем, кто голосует впервые;

- Экскурсии с уроками по избирательному праву в детские сады, школы и т.д.;

- Различные анкетирования и опросы избирательного комитета Курганской области.

Осведомлённость молодёжи –степень обладания информацией молодёжью о различных политических деятелях и партиях:

1. Низкая (если молодёжь не имеет собственной точки зрения и не знает идеологий политических партий и лидеров);

2. Высокая (если молодёжь имеет собственную точку зрения и чётко знает, кто из политических деятелей и партий её поддерживает).

Избирательное поведение молодёжи –набор действий и мнений молодёжи по отношению к выборам и праву избирательного голоса.

Факторы, влияющие на избирательное поведение молодёжи:

Считаю использовать право голоса очень важно и иду на

Выборы;

• Традиционный. Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;

• Протестный. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;

• Рациональный. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения.

Наши рекомендации