Структура и система федеральных органов исполнительной власти

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство - это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав правительства - малочисленный (обычно не более 20 человек). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти, и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, однако сами эти органы в состав правительства не входят.

Федеральный орган исполнительной власти - это государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного управления (например, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.).

Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории России и обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют: центральный орган исполнительной власти (например, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.); территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел (МВД) в краях, областях, районах и т.д.).

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, цель которой заключалась в повышении эффективности работы системы государственного управления, исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в централизации управления.

До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные службы; федеральные агентства; федеральные комиссии; федеральные надзоры.

Особенности старой системы состояли в том, что: она была неупорядочена и не соответствовала мировой практике; полномочия ряда федеральных органов государственной власти дублировались; федеральных органов было более 60, и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ, а некоторые - Президенту РФ). Как следствие этого система была плохо управляема.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 была проведена реформа федеральных органов исполнительной власти. Ее суть заключалась в том, что: сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти - вместо шести их осталось три: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства; были укрупнены министерства. Так, например, в результате реформы общее количество министерств сокращено почти вдвое: с более чем 30 до 15-17. Следует отметить, что число министерств периодически меняется. Считается, что структура стала более управляемой; между федеральными органами исполнительной власти были перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Федеральное министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства.

Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), то есть устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы: министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли).

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств, во-вторых, одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие - находятся в ведении Правительства РФ.

К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся: государственная фельдъегерская служба РФ, служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, федеральная служба охраны РФ.

В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральные агентства - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Президент определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента.

Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию.

И лишь два федеральных агентства: федеральное агентство по атомной энергии и федеральное космическое агентство - являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.

Наши рекомендации