Источники правового регулирования ВЭД
Источники:
· материальный смысл – «политика права», те обстоятельства жизни, которые взывают к действительности те или иные правовые нормы. Это больше вопрос социологического, экономического воздействия на жизни.
· формальный смысл – формы, в которых закрепляются правовые нормы. Как принятое решение становится обязательным.
Система источников правового регулирования ВЭД:
1. НПА:
¾ документы, специально предназначенные для фиксации норм права, что предопределяет порядок их принятия, определённую структуру, технику изложения, порядок вступления в силу, юридическую силу этих актов.
По уровню их юр. силы:
· КРФ: закреплены основы экономической политики РФ, в частности, внешнеэкономической политики, в т.ч. устанавливается единство экономического пространства, исключительное право РФ в целом регулировать ВЭ отношения (государственная внешнеэкономическая монополия – часть монополии Г на управление экономической деятельности в стране вообще);
· федеральное законодательство: поскольку правовое регулирование ВЭД не является отраслью права, отсутствует единый систематизированный ФЗ, регулирующий ВЭ отношения. Что касается частно-правовой составляющей правового регулирования ВЭД, то посвящённые ей нормы содержатся в различных ФЗ. Наиболее известные: раздел 6 ГК, ст. 162 о форме внешнеэкономических сделок.
Имеются некоторые ФЗ, в которых достаточно большое количество норм посвящено специально ВЭ вопросам, в частности, большое количество этих норм – в Кодексе Торгового Мореплавания. Помимо этого – ФЗ об иностранных инвестициях в РФ – сориентирован на взаимоотношения с иностранными субъектами.
К отношениям участников ВЭД м. применяться нормы общего российского законодательства, если российское право будет являться применимым правом для этих отношений.
Вопросы разрешения споров с участие ИГ регулируются соответствующими разделами гражданско-процессуальных кодексов (ГПК, АПК).
В сфере ВЭД споры часто рассматриваются третейскими судами и нормативное регулирование третейского рассмотрения споров по внутренним и внешним экономическим делам у нас в стране жёстко разделено: внутренние дела – на основании ФЗ о третейских судах РФ, внешнеэкономические споры – на основании закона РФ от 07.07.1993 О международном коммерческом арбитраже.
Что касается публично-правовой составляющей: здесь имеется основополагающий закон, определяющий государственное регулирование в этой сфере – ФЗ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
ФЗ о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров от 08.12.2003 № 165-ФЗ.
ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Эти законы вступали в силу через полгода после их опубликования и действуют с июня 2004 года.
ФЗ об экспортном контроле от 18.07.1999 № 183-ФЗ.
Помимо специальных законов, отношения с участием иностранных лиц могут регулироваться общим российским публично-правовым законодательством.
· Указы Президента РФ: ими регулируется относительно небольшая часть отношений. Президент может издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законодательно, при условии, что его указы не противоречат ФЗ. В сфере ВЭД существует редкий для нашей страны случай, когда законом предписывается принятие определённого указа Президента. В соответствии с Законом об экспортном контроле перечень контролируемых объектов определяется Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
· Постановления Правительства: в отличие от Федерального Собрания и Президента, которые м. принимать НА по любым вопросам, постановления Правительства м. приниматься только по тем вопросам, по которым имеются указания на это в законах или указах Президента.
· ФОИВ: имеют нормотворческую компетенцию, ограниченную актами вышестоящего уровня.
· Центробанк: это действительно банк, у него есть инструменты банковского регулирования – установление резервов, заёмщик последней инстанции и т.д. В сфере ВЭД – основной орган валютного регулирования. Его акты прямо не распространяются, только путём отсылки (инструкции, положения и т.д.)
2. МД:
¾ нормативные МД также специально предназначены для закрепления норм права.
¾ акты нескольких субъектов одновременно.
¾ в сфере ВЭД роль МД велика.
· Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи, 1980
· Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений, 1958 г.
· различные транспортные конвенции: Варшавская Конвенция 1929 г. (с изм.) и др.
Региональные:
МД в рамках СНГ:
· Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993
· Конвенция о защите прав и законных интересов инвесторов 1997
· Соглашения о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1993
· Соглашение и взаимном признании нотариальных документов.
Соглашения в рамках Таможенного Союза:
· Таможенный Кодекс Таможенного Союза
· Единый таможенный тариф Таможенного Союза
· Соглашение о порядке взимания косвенных налогов
Акты комиссий Таможенного Союза.
Двусторонние МД.
3. «Прецеденты»:
¾ речь идёт о судебной практике. На сегодняшний день, как минимум, в сфере арбитражного судопроизводства, судебная практика де факто является источником права. Однако её длительное непризнание в таком статусе привело к отсутствию детально разработанных правил применения такой практики.
У нас есть 1 суд, который официально выносит и использует в своей деятельности прецеденты – КС РФ («правовая позиция КС» - ссылается на свои правовые позиции). В ФКЗ о КС есть правило об изменении правовой позиции КС (д. проводиться пленарное заседание судей для внесения изменений в правовую позицию).
4. Обычаи:
¾ в сфере ВЭД обычаи применяются чаще. Характерная особенность международных торговых обычаев – наличие общепризнанных и широко применяемых систематизаций таких обычаев. Систематизации издаются Международной торговой палатой (Рим), т.е. это самые известные международные правила толкования терминов ИНКАТЭРМС, унифицированные правила и обычаи аккредитивов, по инкассо.
Существуют альтернативные кодификации обычаев. В некоторых случаях такие систематизации издаются под эгидой национальных или наднациональных организаций, но при этом не приобретают общеобязательного характера и в силу этого остаются обычаями.
Например, есть принципы международного контрактного права (Принципы УНИДРУА) – что-то вроде общей части договорного права.
Есть Проект некоторых основных положений Европейского гражданского кодекса.
В нашей стране в доктрине принято различать:
ü обычаи
ü обыкновения
Исходя из того, что обычаи применяются вне зависимости от того, сослались на них стороны или нет, а обыкновения – только при условии такой ссылки.
Кроме того, в международной практике существует понимание сложившейся практики отношений между сторонами, которую можно рассматривать как частный обычай, действующий в отношении между конкретными лицами. Необходимым условием применения обычая является знание о нём участников правоотношений, либо, как минимум, их обязанность знать о таком обычае.
Действие норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность:
Действие норм во времени:
Как правило, действует общее правило о начале и окончании применения той или иной нормы. НА действует с момента его вступления в силу и до момента прямой или фактической его отмены.
Закон действует с момента его вступления в силу и до момента утраты.
Обратное действие закона имеет место как исключение и только по прямому указанию этого самого закона.
Действие нормы после её отмены именуется переживанием закона. В сфере ВЭД существует 1из редчайших случаев переживания закона, а именно – Закон об иностранных инвестициях РФ предусматривает стабилизационную оговорку («дедушкина оговорка»), согласно которой для отдельных категорий иностранных инвесторов во время осуществления инвестиционного проекта не действуют изменения налогового, таможенного, иного финансового законодательства, ухудшающие их положения, а продолжают действовать нормы, существовавшие на момент начала инвестирования.
Действие норм в пространстве:
В связи с применением коллизионных правил, нормы одной правовой системы могут действовать за пределами своей национальной территории и применяться в судах иностранных государств.
Действие норм по кругу лиц:
Особенностей нет, за исключением того, что ВЭД – деятельность предпринимательская, нормы распространяются на отношения с участие предпринимателей.
Применение и толкование норм:
При применении и толковании норм, регулирующих ВЭД, следует учитывать иностранное или международное происхождение многих из них. Соответственно, толкование этих норм должно даваться, не исходя из собственной правовой системы, а исходя из правовой системы, из которой они происходят. Даже текстуально идентичные правовые акты могут отличаться в их применении в разных правовых системах.
При переводе международных или иностранных правовых актов следует учитывать также языковые отличия и, в частности, отличия юридической терминологии.
Разрешение коллизий между нормами, регулирующими ВЭД:
Главный принцип любой правовой системы – одно отношение регулируется только одной нормой права. Соответственно, возникает необходимость определить, какой именно, если есть несколько вариантов.
Первое решение вопроса: существует коллизионное правило. Коллизии между нормами права можно разделить на 2 группы:
· коллизии внутрисистемные – выбор делается между нормами права одной системы.
ü вертикальные коллизии – коллизии между нормами разной юридической силы, т.е. юр. сила нормы права определяется тем источником, в котором она закреплена. В пользу нормы более высокой юр. силы.
ü горизонтальные коллизии – коллизии между нормами равной юридической силы. Для разрешения таких коллизий всегда использовались 2 правила:
§ lex specialis – специальные нормы и общие. Специальная норма в своей гипотезе помимо всех признаков, указанных в гипотезе нормы общей содержит дополнительные признаки, отличающие её от общей.
§ lex posterior – применяется более поздний закон
+
§ правило преимущества – применяется та норма, которая законодателем объявлена более важной, чем остальные (ст. 3 ГК РФ).
· коллизии межсистемные – выбор делается между нормами нескольких систем.
ü вертикальные коллизии – между нормами правовых систем разного уровня (например, нормы МП и нормы национального права и т.д.)
ü горизонтальные коллизии – коллизии равноправных правовых систем.
Существенным отличием последней (горизонтальные межсистемные) группы коллизий является:
1) зачастую их диспозитивный характер
2) учёт содержания регулируемых соглашений
3) это нормы менее формальные, чем нормы, разрешающие иные коллизии.