Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:

ð обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам РФ;

ð защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

ð вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

ð разграничение государственной собственности;

ð установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

ð природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

ð общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;

ð координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ð административное, жилищное законодательство, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство;

ð осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

ð кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

ð защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

ð установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

ð координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ (5 КУРС)

Россия стала отвечать признакам федеративного гос-ва лишь в 90-е годы. Ранее она, хотя и именовалась (РСФСР), но по форме (отсутствовали субъекты федерации), а тем более по содержанию являлась унитарным гос-вом.

В конце 80-х - начале 90-х годов целостность России была поставлена под угрозу. Входившие в нее автономные республики, активно поддерживаемые руководством бывшего Советского Союза, стали активно заявлять о своем суверенном статусе и самостоятельном вхождении в уже распадавшийся СССР.

Остановить разрушительный для России процесс удалось 31 марта 1992 года подписанием в Москве Президентом и Председателем Верховного Совета, а также руководителями регионов Федеративного договора. Он представлял собой три самост договора о разграничении предметов ведения и полномочий между фед органами гос власти и органами власти: 1) суверенных республик в составе РФ 2) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга 3) автономной области, автономных округов в составе РФ.

Именно тогда было законодательно оформлено понятие субъектов РФ, которые получили значительный объем полномочий, но в рамках целостного неделимого Рос гос-ва. Вместе с тем Федеративный Договор закрепил юр неравенство краев, областей, городов федер значения, автономной области и автономных округов по сравнению с суверенными республиками.

Принципы федеративного устройства РФ: 1) гос целостностьКонст «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», «федеративное устройство РФ основано на ее гос целостности».2) верховенство Конст и фед законов на всей территории страны. Все нпа, принимаемые фед органами исполнит власти, а также законы и иных нпа, принимаемые субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов должны соответствовать Конституции и фз. Законы субъекта имеют приоритет только если они приняты в пределах ведения такого субъекта3) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с фед органами гос власти. Равноправие -правосубъектов принимать законы; устанавливать систему гос органов в соответствии с Конст и общими принципами их орг-ции, установленными фз; равное представительство всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания 5) единство системы гос власти 7) разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти ее субъектов Конст РФ «разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов осуществляется Конст, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также полноту гос власти субъектов РФ8) равноправие и самоопределение народов России.Населяющие РФ народы вправе самостоятельно определять формы своего политич устройства в рамках фед Конституции и без права выхода из состава России. Равноправие народов проявляется в равных правах на нац развитие, развитие нац культуры. Гос-во гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конст РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд права и межд договорами РФ.

РФ представляет собой гос форму самоопределения как многонационального народа России в целом, так и всех входящих в него народов. Поэтому реализация права народов РФ на самоопределение не должна вести к нарушению терр-ной целостности гос-ва. Право наций на самоопределение, как это вытекает из межд документов, не предполагает образования самостоятельного гос-ва.

Наши рекомендации