Тема 3. Интеграционные процессы в Западном мире во второй половине XX века

Планы семинарских занятий

Семинар №1

Тема 1. Страны Европы и Америки в первые послевоенные десятилетия. Становление «биполярной» системы в международных отношениях

Вопросы для обсуждения

1. Коренные изменения в мире после Второй мировой войны. Вели­кие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

2. Начало «холодной войны». Современная отечественная и зарубежная историография о при­чинах, характере и целях «холодной войны».

3. Европейская политика США: от доктрины Трумэна к созданию НАТО.

4. Военно-политическое противостояние Запада и Востока в 50-х-6о-х гг.

«Карибский кризис» и его уроки.

+ принести текст речи Черчилля в Фултоне (всем)

Доклад или реферат

1. Создание ООН и его деятельность

2. Создание НАТО

3. СССР после Второй Мировой Войны

Источники и литература

История внешней политики СССР. – М., 1981. Т.2. (каб. 204)

Заевский В. Необходимость перемен в ООН //МЖ- 2005, №9.

Корниенко Г.М. Новое о Карибском кризисе //ННИ- 1991, №3

Микоян С. Вспоминая Карибский кризис //МЭМО - 2003. №1.

Международные организации системы ООН: Справочник. - М., 1990.

НАТО: Справочник. - М., 1994.

Организация Объединенных Наций: Краткий справочник./ Под ред.

В.Петровский – М, 1980.

Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по «русскому вопросу» в 1945

г. //ННИ – 1997, №1.

Поклад Б.И. Карибский кризис. Нью-йорский диалог//МЖ-1992, №11/12.

«Холодная война»// Родина. Спецвыпуск. – 1998, № 8.

Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» //ННИ – 1997, № 6.

Трояновский 0.А. Карибский кризис - взгляд из Кремля //МЖ-1992, №3/4.

Методические советы

Данная тема является ключевой в понимании тех перемен, что после­довали за разгромом гитлеровской Германии и окончанием Второй ми­ровой войны. Цель занятия - на основе изучения документальных мате­риалов, научной литературы углубить и расширить знания по проблемам послевоенного мироустройства, становления новой системы в между­народных отношениях в условиях «холодной войны».

На занятиях анализируются решения Парижской мирной конферен­ции, сессий СМИД, освещается начальный период в деятельности ООН. Следует выявить, какие международные вопросы и почему стали пред­метом острых разногласий между участниками антигитлеровской коа­лиции. Ее распад привел к опасному противостоянию Запада и Востока, «холодной войне» в международных отношениях. История «холодной войны» занимает важное место в современных исследованиях. Студенты, познакомившись с рекомендованной литературой, должны проанализи­ровать имеющиеся оценки и подходы различных авторов к причинам, характеру, содержанию и целям в «холодной войне», показать позиции главных государств, прежде всего США и СССР. Следует обратить внимание на содержание выступлений президента США Г. Трумэна, других американских политиков, на фултонскую речь У. Черчилля. Имеющиеся на сегодня документальные материалы позволяют всесторонне пока­зать содержание европейской политики США, создание военно-полити­ческого блока НАТО.

Раскол и начавшаяся «холодная война» привели к формированию «биполярной» системы, в которую оказались встроен­ными и международные организации, и, прежде всего, ООН. На занятии студенты знакомятся с процессом образования и началом деятельнос­ти ООН, для этого следует привлечь Устав ООН, определить цели и принципы в деятельности этой универсальной международной органи­зации, ее структуру. На занятии следует обосновать вывод о последовательной борьбы за мир и действенной системы коллективной безопасности, вставших перед человечеством в качестве первоочередной задачи в середине XX века.

При подготовке к занятию следует учитывать, что многие вопросы и проблемы остаются до сих пор малоизученными и дискуссионными, несут на себе отпечаток идеологического противостояния времен «хо­лодной войны».

Семинар №2

Тема 2 .От биополярной системы мира к однополярной

Вопросы для обсуждения

1.Разрядка международной напряженности, ее причины. Хельсинское соглашение

2.США и СССР. Причины обострение международных отношений на

рубеже 70-х -80-х гг.

3. М. Горбачев и «новое политическое мышление». Начало переговорного

процесса лидеров сверхдержав.

4. Распад социалистического лагеря и СССР. Изменение военной и

внешнеполитической стратегии США.

Доклад или реферат

1) Глобализация в современном мире.

Глобальные проблемы современности:

1) Угроза ядерной войны

2) Истощение природных ресурсов

3) Экологические проблемы

4) Способы решения глобальных проблем

Источники и литература

Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между

конфронтацией и партнерством //США - 1996, № 7.

Блэкер К (США). Россия и Запад //США- 1998, № 11.

Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века //Полис -2005, №4.

Джонстон Д. (США). Почему Америка должна «служить» мировым

лидером //США -1999, №7.

Дубинин Ю.А. Хельсинки- 1975. Детали истории //ВИ- 1995, №11/12.

История США. – М., 1987. Т4. Гл.9-11.

История дипломатии. – М., 1979. Т.5. Гл.4-5.

Кувалдин В. Горбачёв и его внешняя политика //МЭМО - 2005, №11.

Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации//МЭМО- 2002, №1-2.

Лейк Э. (США). Новая стратегия США: от «сдерживания» к расширению //

США - 1994, №3.

Минкина И.Ю. Глобальное лидерство США и его влияние на международные

отношения //США - 1999, №7.

Салмин А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок //Полис -1999, №2.

Савельев В.А. США - ЕС- Россия //МЖ – 1997, №9.

Уткин А. И. -Американская стратегия для XXI века // США –Канада - 1999, №7.

Тредденик Д. Глобализация, международная безопасность и НАТО //США-

Канада – 2004, №3.

Методические советы

Ракетный кризис, разразившийся осенью 1962 г. между СССР и США,

можно считать поворотным пунктом в истории современного мира. Он способствовал осознанию обеими противоборствующими сторонами возможных катастрофических последствий применению ядерного оружия и необходимости предотвращения ядерной катастрофы. Поэтому со значительной долей уверенности можно сказать, что именно этот кризис положил начало тем процессам, которые стали известны под названием разрядки международной напряжённости. Студенты должны рассмотреть вехи этого процесса, вершиной которой стало подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничесству в Европе.

В конце 60-х гг. начались и американо-советские переговоры об ограничении стратегических вооружений, заметно расширились политические, экономические и научно-культурные связи между двумя супердержавами. Необходимо, на конкретных фактах, показать эти позитивные изменения, но в то же время, выявить и упущенные возможности процесса разрядки, которые, в конечном счете счёте, привели к новому витку гонки вооружения в начале 80-х гг. Зарубежная историография, в качестве причины обострения отношений между Западом и Востоком, называет ввод советских войск в Афганистан, необходимо привести доводы «за» и «против». Особенно студенты должны подробнее остановиться на событиях 1983 г., когда силовая политика супердержав достигла наивысшего накала.

Кардинальные изменения в системе международных отношений произошли со сменой руководства в СССР в 1985 г. На семинарском занятии нужно выявить комплекс причин, которые побудили М.С. Горбачева отказаться от противостояния со странами Запада и проанализировать программу «новое политическое мышление». Переговоры между СССР и США во второй половине 1980-х гг. проходили по тернистому пути, тем не менее, во время встречи М. Горбачёва и Дж.Буша в 1989 г. де-факто был зафиксирован окончательный конец «холодной войны».

Распад социалистического лагеря резко изменил конфигурацию геополитических сил и привёл к формированию единополярного мирового порядка во главе с гипердержавой – США. Претерпела изменения и внешнеполитическая концепция Соединённых Штатов, которая вызывает озабоченность во многих странах, в том числе и среди союзников США по НАТО. Студенты должны проанализировать сложившуюся новую конфигурацию на мировой арене и попытаться осмыслить перспективы развития системы международных отношений.

Семинар №3

Тема 3. Интеграционные процессы в Западном мире во второй половине XX века

Вопросы для обсуждения

1.Европейское сообщество - 50 лет истории: успехи и трудности.

2. ЕС и Россия: характер и содержание взаимоотношений.

4.Образование НАТО и его деятельность в период «холодной войны».

5.Принятие новой стратегии НАТО. Расширения Альянса на Восток и позиция

России

Доклад или реферат

1. США и ЕС: общее и различное.

2. НАТО в 21 веке

3. ЕС в 21 веке

Источники и литература

Борко Ю. Расширение и углубление европейской интеграции //МЭМО – 2004, №7.

Давыдов Ю.П. Россия и НАТО: в поисках перспективы // США - 1999, №1.

Исраэлян В.Л., Энтин Дж. Дискуссия о расширении НАТО // США -1997, № 9.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к

лидерству в мировой политики //МЭМО – 2002, №4.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. В поисках идентичности:

европейская социокультурная парадигма //МЭМО – 2002, №6.

Иноземцев В.Л. США и ЕС в новом столетии: союзники и соперники //США-

Канада – 2002, №9,10.

Иноземцев В.Л, Почему ненавидят Америку «история болезни» или «болезнь

истории» //США-Канада – 2003, №7.

Злокозова Н. Расширение ЕС: за и против с позиции его членов//МЭМО – 2004, №1.

Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший //МЭМО – 2003, №1.

Казанцев Б.Б. Новая стратегия НАТО вызывает серьезную озабоченность //МЖ –

1999, №2.

Казанцев Б. Б. Почему в Москве против расширения НАТО //МЖ-1998,№4.

Кэмэрон Ф. Америка глазами европейцев//МЖ – 2005, №1.

Островская Е. и др. Евросоюз//МЭМО – 2002, №8.

Приходько О.В. Какая Европа нужна США //США-Канада – 2006, №2.

Пляйс Я.А. Россия и Европа: зачем мы нужны друг другу //Полис - 2000, №6.

Скоров Г. Россия-Евросоюз: вопросы стратегического партнёрства //МЭМО – 2005, №3.

Срежнёва М. Культура европейской политики //МЭМО – 2002, №3.

Методические советы

Европейская идея о единстве государств и народов имеет давнюю историю. В XX веке было несколько попыток объединить Европу, но желаемого результата они не принесли. И лишь после окончания «хо­лодной войны», в конце XX века, стали складываться предпосылки для «единой Европы». На занятии, опираясь на ранее изученный материал, можно показать эволюцию европейской идеи на разных этапах европей­ской истории. Далее следует обосновать исходные причины и факторы, которые положили начало интеграционным процессам в Западной Европе. Нормализация отношений между Францией и Западной Германи­ей после Второй мировой войны способствовала сближению экономи­ческих интересов ряда государств Западной Европы. В марте 1957 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - «шестер­ка» - заключили Римский договор о создании «общего рынка». Необхо­димо привлечь этот договор, раскрыть его содержание, дать толкова­ние термину «экономическая интеграция». Далее следует остановиться на структуре ЕЭС, охарактеризовать его институты, их функциональ­ную деятельность. Западноевропейской экономической интеграции При­сущи две тенденции: одна - постоянное расширение членства в ЕС, другая - углубление содержания интеграционных процессов. Обе эти тенденции следует рассмотреть на конкретном материале.

На пути к «единой Европе» в рамках ЕС приходилось преодолевать немалые трудности. Противники западноевропейской интеграции из стран социализма вообще считали, что рыночная экономика несовмес­тима с интеграцией, так как никогда не удастся согласовать интересы крупных монополистов из разных стран. Следует обратить внимание на те новые моменты в функционировании ГМК в 1970-1980-х гг., которые содействовали интернационализации капитала. Интеграционные процес­сы расширяли возможности западноевропейцев в области культуры, туризма, спорта. Со временем переставал быть существенной прегра­дой языковой барьер. Вместе с тем, а на это следует обратить внима­ние, Европейское сообщество развивалось крайне неравномерно. По словам многолетнего председателя Европейской комиссии ЕС Ж. Делора, сказанных им в 1991 г., лишь первые десять лет отличались дина­мизмом, затем Сообщество не менее пяти лет пребывало в кризисе и еще 19 лет в застое. Попытайтесь обосновать приведенную Делором «периодизацию».

Значительным шагом в углублении экономической интеграции ста­ла встреча глав стран и правительств - членов ЕС - в декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихте, на которой удалось договориться о «расписании движения» европейского единства до конца XX века и даль­ше. Документальные материалы и публикации историков, экономистов и политологов дают возможность проследить за реализацией Мааст­рихтских соглашений, где главным было создание валютного союза, т. е. переход на единую валюту «евро». Необходимо дать социально-экономическую характеристику странам - членам ЕС: уровень инфля­ции, сумма государственного долга, уровень дефицита госбюджета, со­стояние на рынке труда, а так же показать трудности европейской интеграции.

Помимо экономической интеграции в Европе, что напрямую связано с ЕС, развиваются политические и военные связи. Происходит унифика­ция правовых, культурных, потребительских норм. В то же время, сохраняются и серьёзные трудности в связи с расширением ЕС. События 2005 г. стали тому подтверждением. Можно так же отметить, что всевозрастающее единство Европы серьезно беспокоит США, стремя­щихся сохранить свое лидерство в мире. В свою очередь европейцы все чаще заявляют о своём дистанцировании от политики Вашингтона. На этом фоне достаточно позитивно складываются отношения ЕС и России, хотя имеются и серьёзные трудности, в частности «чеченская проблема». В то же врем, стороны понимают, что без координации своих действий будет трудно бороться с с глобальными проблемами. Несомненно, что в XXI веке европейским государствам не раз придется соотносить свой выбор с реалиями мировой глобализации.

Семинар №4

Наши рекомендации