Задача 2. Оценка и анализ внешней среды с помощью PEST-анализа

После установления миссии и целей руководство организации начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. В таблице 1 представлен качественный PEST-анализ бассейна «Коралл».

Таблица 1

Качественный PEST-анализ бассейна «Коралл»

PEST-факторы Что дает возможность? Что несет угрозу?
I. Политические и правовые факторы 1. Стабильная политическая ситуация в стране. 2. Существенный акцент, который делает правительство РФ на увеличении финансирования различных детских оздоровительных программ. 1. Несовершенство государственной политики в области инвестирования. 2. Недостаточное внимание уделяется государством проблеме улучшения здоровья нации. 3. Фрагментарность законодательства. 4. Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.
       
Окончание табл. 1
PEST-факторы Что дает возможность? Что несет угрозу?
II. Экономические факторы 1. Существенное замедление темпов инфляции. 2. Рост покупательной способности рубля. 3. Понижение курса доллара и его стабилизация. 4. Продолжение экономического роста. 5. Улучшение деятельности банковской системы. 1. Повышение цен на энергоносители. 2. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность. 3. Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций. 4. Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства. 5. Повышение цен на транспортные перевозки. 6. Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль). 7. Неблагоприятный деловой климат.
III. Социальные факторы 1. Рост реальных денежных доходов населения. 2. Рост склонности населения к оздоровлению. 1. Рост суммарной задолженности по заработной плате. 2. Социальная незащищенность населения. 3. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.
IV. Технологические и технические факторы 1. Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования. 1. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров. 2. Низкая инновационная активность

Задача 3. Оценка внутренней и внешней среды
на основе SWOT-анализа бассейна «Коралл»

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.

Проводят первичный стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление возможностей и сильных сторон организации, а затем, на втором этапе, угроз и слабых сторон фирмы. В таблице 2 представлен SWOT-анализ организации.

Таблица 2

SWOT-анализ бассейна «Коралл»

Возможности Сильные стороны
1. Большая емкость рынка. 2. Политическая стабильность. 3. Снижение ставки рефинансирования. 4. Рост покупательной способности рубля. 5. Стабилизация курса доллара. 6. Появление современных технологий обучения плаванию и высокоэффективного оборудования. 7. Рост заинтересованности населения в оздоровлении. 8. Отсутствие сезонности. 1. Гибкая система скидок. 2. Внимательное отношение к клиенту и долгосрочное сотрудничество. 3. Оказание консультационных и лечебных услуг. 4. Молодые, перспективные кадры. 5. Возможность обучения кадров. 6. Высокий образовательный уровень персонала. 7. Эффективная система мотивации сотрудников. 8. Конкурентоспособное соотношение цена/качество услуг.
Угрозы Слабые стороны
1. Усиление конкуренции на рынке плавательных услуг. 2. Укрепление рубля приводит к нарастанию сбережений. 3. Нестабильность цен поставщиков. 4. Нестабильность поставок со стороны поставщиков. 5. Повышение цен на энергоносители. 6. Высокие налоги. 7. Нехватка квалифицированных кадров. 1. Недостаточная реклама в СМИ. 2. Недостаточная диверсификация деятельности. 3. Недостаточная квалификация персонала.

Задача 4. Матричная техника оценки бизнес портфеля фирмы.
Матрица БКГ (BCG — Boston Consulting Group)

Изучение деятельности бассейна «Коралл» показало, что организация реально может конкурировать в шести бизнес-сегментах на рынке услуг, сопряженных с водными процедурами. К этим бизнес-направлениям относятся продажа:

1. абонементов взрослых

2. абонементов детских

3. разовых талонов взрослых

4. разовых талонов детских

5. медицинских справок

6. сауна.

На основе данных об имеющихся конкурентах, доле рынка по каждому направлению деятельности, темпах роста рынка (табл. 3) провести стратегический портфельный анализ хозяйственной деятельности организации.

Таблица 3

Наши рекомендации