Политическая мысль в древнем мире и средневековье

План

1. Зарождение политической мысли в странах Древнего Востока.

2. Политические учения Древней Греции и Рима.

3. Политическая мысль времен Средневековья и Возрождения.

История политической мысли – это история возникновения и развития теоретического знания о государстве, власти, политике, которое в виде идей, концепций, взглядов аккумулировалось в политических учениях, разработанных представителями разных стран и народов. Эти политические учения представляют собой специфическую форму отраже­ния политической реальности, являются частью политического сознания и политической культуры общества, компонентом политических теорий сов­ременности.

Анализируя политические теории необходимо обращать внимание на те вопросы, решение которых образует содержание политического учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства, его связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач и функций.

Источниками по истории политической мысли кроме политических взглядов и концепций тех или иных мыслителей или политиков являются также собрания законов, кодексы, отдельные правовые акты и нормы по­литического поведения.

Политическая мысль зарождалась параллельно с процессами формиро­вания государственности в III тыс. до н. э. в странах Древнего Востока — Египте, Палестине, Двуречье, Индии, Китае. Общественное сознание в этот период носило религиозно-мифологический характер, поэтому поли­тические явления того времени получили религиозно-мифологическое ис­толкование. Это можно проследить на примере древней Индии и Китая.

Ведущими направлениями политической идеологии древней Индии яв­лялись брахманизм и буддизм. К середине 1 тыс. до н.э. в Индии возникают первые государства, усиливается социальное неравенство, формируется кастовый строй. Общество разделилось на четыре касты (варны): брахманов (жрецов), кшатриев (правителей и воинов), вайшь (земледельцев и торговцев) и шудр (людей тяжелого физического труда, слуг). Основная духовная и светская власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатриев, а религиозно-философская система того времени получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы). В политической доктрине брахманизма, наиболее полно изложенной в тракта­те "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме"), лежит предс­тавление о божественном, происхождении земных по­рядков и установлений, нарушение которых рассматривалось как вызов богам. Брахманизм защищал кастовый строй, привилегии одних и подне­вольное положение других, требовал неукоснительного выполнения дхарм - культовых, общественных и семейных обязанностей, установленных богами для каждой касты. Средством, обеспечивающим выполнение этих религиозных предписаний, выступало в брахманизме государственное принуждение, наказание, понимаемое как продолжение карающей силы бо­гов. А сама наука управления государством получила название учения о наказании. Политическим идеалом в брахманизме выступало теократичес­кое государство, в котором царь правит под руководством жрецов (брах­манов), служащих как бы связующим звеном между божественным нача­лом и земными порядками.

В борьбе против брахманизма с его предрассудками, ритуальностью и коррупцией высших каст сформировался в VI—V вв. до н.э. буддизм. Основателем его, по преданию, является принц Сиддхартха Гаутама, или Шакья Муни (563-483 до н.э.), прозванный Буддой, то есть Просветленным. В этом религи­озном учении проявилась такая черта политической мысли Древнего Востока, как ее этическая направленность. Его цель – превратить каждого человека в освобожденную от страданий, а также от желаний и страстей, личность. В интерпретации буддистов дхарма (ключевое понятие древнеиндийской политико-правовой мысли и идео­логии) выступает как управляющая миром природная закономерность, ес­тественный закон. Для разумного поведения человека необходимо познание и при­менение этого закона. Будда отбрасывает теорию божественного происхождения каст и царской власти, в перечне варн первое место отводит кшатриям, а не брахманам, четко разграничивая светскую и религиозную жизнь. Идеи буддизма, изложенные в "Дхаммападе", раз­вивают понятие нравственно-духовного равенства всех людей, пронизаны гуманизмом и добрым отношением к ним. Буддизм, в отличие от брахма­низма, отвергает идею наказания как метод воздействия на людей, как средство достижения божественной справедливости. Оппозиционный антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — обеспечили ему большую популярность, а в III в. до н.э. он стал государственной религией.

Однако и брахманизм не исчез, а постепенно модернизировался, используя элементы доарийских культов местных племен. Так на рубеже новой эры возникает индуизм, в котором сохранились все священные тексты брахманизма. В то же время и буддизм постепенно обрастает предрассудками, ритуалами, что делает разницу между двумя системами верований все менее заметной. Это привело к поглощению буддизма индуизмом, но прежде чем его общины исчезли с территории Индии, он распространился в Южной и Восточной Азии и стал первой по времени возникновения мировой религией.

Кроме слитности с религиозно-мифологическим мировоззрением, по­литическая мысль Древней Индии отличалась также прикладным харак­тером, и ее главное содержание составляли вопросы, касающиеся искус­ства управления, механизма осуществления власти. Наиболее полным сво­дом прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедией полити­ческого искусства был трактат "Артхашастра" ("Наука политики" или "Нау­ка о достижении полезного"), относящийся к IV—Ш вв. до н. э. Его автором считается Чанакья, советник основателя империи Маурьев Чандрагупты. В этом произведении не описывается конкретное государство или политическая ситуация, а излагаются представления об абстрактном, идеальном государстве, в котором общее благо рассматривается как сохранение общественного порядка, основанного богом. Наместник бога на земле – царь, который с помощью силы держит подданных в покорности. В этой книге описываются методы политики и управления, тщательно разрабатывается система шпионажа, слежки и контроля, в ней уде­ляется много внимания внешней политике, впервые в древнеиндийской истории освещаются проблемы дипломатии.

Широкую известность получил еще один источник древнеиндийской политической мысли – сборник «Законы Ману», авторство которого приписывается мифологическому прародителю людей Ману. Эта книга стала кодексом социальной жизни Древней Индии, в ней содержатся элементы гражданского и уголовного права, размышления о жизни, браке, правилах очищения, покаяния, принятия пищи и т.п.

Рассвет политической мысли Древнего Китая приходится на VI – III вв. до н.э. Для подавляющего большинства китайских мыслителей этого пери­ода характерно увлечение проблемами управления государством, народом. Среди множества политических школ наиболее плодотворными в этом отношении были конфуцианство и легизм. Именно их идеологи оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века. Сложны и противоречивы были взаимоотно­шения этих двух школ, ведших длительную борьбу, в ходе которой унич­тожались не только книги идеологических противников, но подчас и сами спорившие, как это было в 213 году до н.э., когда по приказу императо­ра Цинь Шихуана 460 видных конфуцианских ученых были заживо зако­паны в землю. Борьба, длившаяся около 500 лет, завершились в эпоху Хань слиянием двух школ в единое учение - ханьское конфуцианство.

Основные идеи Конфуция (551—479 г. до н.э.) наиболее полно изложе­ны в книге «Луньюй», что в переводе означает «Суждения и беседы». В его учении развивается концепция патриархально-патерналистского государства. Оно трактуется как большая семья, высшая власть в которой принадлежит сыну неба – императору и подобна власти отца. Отношения правителей и подданных похожи на семейные отношения старших и младших. Проводится идея сословного го­сударства, неравенства людей: «Если исчезнет различие между верхами и низами, то как можно будет управлять государством?». При этом место человека в социальной градации определяется совокупностью его морально-этических достоинств. Справедливость состоит в том, чтобы лучшие и достойные были вверху и управляли, а обычные – внизу и трудились. Разница же между «достойными людьми» и «низкими людьми» заключается в том, что первые руководствуются долгом, а вторые – выгодой. Поэтому стабильное общество возникает лишь тогда, когда моральная дифференциация совпадает с социальной. Методы управ­ления основывались на принципах гуманизма, добродетели, ненасилия. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать поря­док при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от нака­заний) и не будет испытывать стыда. Если руководить народом посредст­вом добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». (Цит. по: Переломов Л. С. Конфуци­анство и легизм в политической истории Китая. — Наука -1981. - С. 87). Этические нормы семейно-клановых отношений Конфуций универсализирует и распространяет на весь социум. Так, правила вежливости ли превращаются во всеобщие «правила ритуалов ли», которые выполняют функцию социального контроля и повседневной регуляции поведения каждого члена общества, то естьв идеальном государстве они превращаются в нормативную систему. Конфуций полагал, что всеобщее соблюдение правил ритуала ли делает ненужным формальный закон, обезличенный текст которого нивелирует социальное и моральное неравенство между людьми.

Основоположником альтернативной конфуцианству политической школы легизма (сторонников законов - фа) был Шан Ян (390— 338 гг. до н. э.). Сведения об учении этого мыслителя ограничиваются текстом основного легистского канона — «Шан Цзюнь Шу» («Книга правителя области Шан»), в основе которого — черновики указов, речи, наставления Шан Яна. Это был один из самых читаемых китайскими поли­тиками всех времен политических трактатов. Формирование политических и экономических воззрений Чан Кайши и Мао Цзэдуна также испытало на себе влияние этой книги.

Полемизируя с конфуцианством, Шан Ян утверждает, что хорошее правление возможно не там, где правитель человеколюбивый, а там, где он опирается на единые, обязательные для всех законы и административные предписания фа. Закону отводи­лась роль верховной силы, которой должны были подчиняться беспре­кословно все жители Поднебесной. Поэтому эта политическая школа и получила название «легисты», т. е. «законники». В политической доктрине легистов законодательство, метод поощрения и наказания, система круго­вой поруки и всеобщей слежки - все было направлено на абсолютизацию императорской власти и установление полного контроля над народом. Основной постулат легизма: «Слабый народ – означает сильное государство. Ослабление народа – главная задача государства» - до сих пор достаточно популярен на Востоке.

Особое место в развитии политической науки принадлежит античным мыслителям, которые подняли эту область человеческого знания и общественной практики на более высокую ступень. Это обусловлено возникновением принципиально нового – античного варианта политического развития, эпицентром которого стала Древняя Греция. Все граждане греческого полиса (самоуправляемой политической общности), какими бы разными они не были по происхождению, уровню благосостояния и роду занятий, воспринимаются как подобные и равные друг другу, как люди, владеющие одинаковыми правами участия во всех аспектах общественной жизни. Основой новой концепции порядка становится «исономия» - равное участие всех граждан в осуществлении власти. Власть arche больше не концентрируется в руках одной личности (царя, императора), перестает быть чьей-либо исключительной прерогативой, становится res publika – общим делом. Политическое действие происходит не в храме или дворце, а на агоре – центральной площади, где все вопросы решаются на основе публичного обсуждения, полемики, дискуссии и голосования. Участие большинства свободных граждан в разработке и реализации политических решений – фундаментальный принцип организации полисного строя, античной демократии. Однако политическое равенство (исономия) в осуществлении властных функций не устраняло неравенство в происхождении, образовании, богатстве, столкновение интересов разных социальных групп и потенциальную возможность распада полиса на враждующие части. Поэтому центральной темой размышлений античных мыслителей становится проблема совмещения, уравновешивания интересов, стабилизации античного полиса,

Одним из величайших мыслителей этого времени и всей последующей истории науки о политике был древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Будучи уверенным в том, что «правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря, импровизи­руя», он разработал теорию идеального государственного устройства, что нашло отражение в его трудах-диалогах «Государство», «Политик», «Законы».

Платон считал, что теория политики должна быть основана на изу­чении человека. Справедливый человек схож со справедливым государст­вом и трем началам человеческой души - разумному, яростному и вож­делеющему, аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — философов-правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледель­цев). Смысл справедливости заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Процесс принятия и осуществления политических решений («решений о целом») осуществляется не всеми в одинаковой мере, а только теми, у кого есть соответствующий уровень разума («мудрость») и воля («мужество»), обеспечивающие возможность видеть, постигать и поддерживать общий ход вещей.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству, в котором господствует разумное начало, Платон противопоставляет четыре других, где вместо разумного господствует начало волевое (тимократия) и «вожделеющее» (олигархия, демократия, тирания). Каждая форма государства, по мнению Платона, гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее основному принципу, и злоупот­ребления им. Так, согласно Платону, господство честолюбивых воинов (тимократия) всегда вырождается в олигархию – власть кучки богачей, ибо не контролируемая разумом погоня за славой и почестями неизбежно превращается в гонку за богатством. Неизбежное при олигархии противостояние малоимущего большинства и богатого меньшинства заканчивается победой первого, что приводит к установлению еще худшего государственного устройства – демократии. Демократия опьяняется сво­бодой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания, наихудший вид государственного устройст­ва.

Для того, чтобы власть перестала быть проявлением эгоистических интересов части общества, а обеспечивала бы реализацию интересов всего общества как целого, правящие сословия (философы и воины) не должны иметь частной собственности и семьи: все вещи, жены и дети должны быть общими, то есть принадлежать всем вместе, но никому отдельно. Это устранит почву для возникновения частных интересов, и у власти будут находиться те, для кого общий интерес и общее благо станут превыше всего. В проекте Платона регламентируются все стороны человеческой жизни: экономические и социальные отношения, деторождение, воспитание, культура, мысли людей. По мнению многих исследователей, политический проект Платона стал первой попыткой конструирования тоталитарного государства, базирующегося на «абсолютном единстве», на подчинении интересов людей интересам государства.

Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который предпринял попытку всесто­ронней разработки науки о политике. Его труд «Политика» является вершиной античной политической мысли. В отличие от своего учителя Платона, Аристотель ориентируется не на идеальные схемы, а на опыт и рациональный анализ. Он приходит к выводу, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и рав­ными людьми. Государство — продукт естественного развития, высшая форма общения, в которой все другие формы общения достигают своей цели и завершения. Цель его существования – благо граждан. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис политической природы человека. Аристотель вводит понятие «гражданин» (это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти го­сударства); исследует формы государства, из которых три (монархическое правление, аристократию и политию) он относит к правильным, и три (ти­ранию, олигархию и демократию) — к неправильным. В правильных формах деятельность субъектов власти регулируется системой общих правил и норм и осуществляется в интересах общего добра, в неправильных – исключительно в собственных интересах. Главным для Аристотеля является не то, кто правит – один человек, небольшая группа или большинство, а чтобы власть их была не абсолютной, а регулируемой. Наилучшей, с точки зре­ния мыслителя, формой правления является полития, где во всем доми­нирует средний класс, владеющий «собственностью средней, но доста­точной». Многочисленный и влиятельный средней элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет распри и раздоры. Аристотель убежден, что частная собственность (в разумных пределах) соответствует природе человека, является стимулом к труду. Его идеал: собственность – частная, ее плоды – для общего блага.

Политическое правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей, ибо люди подвержены чувствам, закон же — «уравно­вешенный разум». Концепция Аристотеля о власти закона стала одним из оснований европейского консти­туционализма.

Политические идеи Древней Греции последовательно развиваются и обогащаются в Древнем Риме применительно к отношениям зрелого ра­бовладельческого общества. Новизна политических воззрений римских мыслителей проявилась в двух основных направлениях. К первому можно отнести связь государства и права, усиление внимания к правовым средствам защиты имущественных отношений и укрепления господства рабовладельцев. Ко второму следует отнести изменения в политической теории, отражающие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархической. Виднейшим идеологом римской аристократии был Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.). В своих работах «О государстве», «О законах» и др. он развивает теорию естественного происхождения государства, выдвигает определение государства как дела народа. Поли­тический идеал Цицерона — аристократическая сенатская республика с неприкосновенной государственной и частной собственностью, с наличи­ем рабства, обусловленного самой природой, с главенством закона, обе­спечивающего общий правопорядок. Отмечая однобокость и склонность к вырождению «чистых» государственных форм, он говорил о необходимости равномерного смешивания их позитивных качеств.

Власть закона важна: «хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но, по крайней мере, права перед законом должны быть равными». Цицерон полагал, что основа закона «в естественном нашем стремлении любить друг друга». В отличие от Платона и Аристотеля, которые не шли дальше концепции города-государства, Цицерон считал, что весь мир - одно общество, члены которого «и боги, и люди» и что есть закон, «действительный для всех народов во все времена».

Завершая краткое знакомство с историей политической мысли Древнего мира можно сказать, что сформировавшиеся тогда основы полити­ческого знания, элементарные понятия и категории явились тем необхо­димым исходным «мыслительным материалом», на основе которого в средние века и в новое время продолжалось дальнейшее развитие поли­тической теории.

Эпоха средневековья в Западной Европе охватывает более чем тыся­челетний период (V - XVI вв.). Политико-правовая мысль в этот период носит религиозный характер. Религиозные мотивы были присущи и большинству политико-правовых идей Древнего мира, однако в условиях средневековья политическая мысль находится под воздействием возникших мировых религий (христианства, ислама) либо под воздействием серьезно обновившихся религиозно-философских систем. Эти религии стремятся обосновать сакральный характер власти, её божественное происхождение, а основной проблематикой политических теорий были истоки и статус монархической власти, её суверенность и прерогативы, организация и режим. Осмысление политической проблематики происходило в контексте решения вопроса о том, какой власти должен принадлежать высший авторитет в обществе: духовной, то есть церкви, или светской, то есть государству. Борьба между ними шла с переменным успехом на протяжении веков.

Говоря о роли христиан­ства в политической истории Запада, К.Ясперс, один из крупнейших фило­софов истории, писал: «Именно то обстоятельство, что на Западе не воз­никло господство одной силы, а государство и церковь находились в постоянном соперничестве, выдвигали тотальные притязания, которые смягчались лишь вследствие неизбежности компромисса, быть может и дало Западу, благодаря постоянному духовному и политическому нап­ряжению, его духовную энергию, его свободу, его склонность к неустан­ным поискам, способность к открытиям, глубину его опыта, столь отли­чную от состояния единения и сравнительного отсутствия напряжения во всех восточных империях от Византии до Китая».

Крупнейшим идеологом католицизма, оставившим заметный след и в истории политической мысли, был монах-доминиканец Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.). Он первым из средневековых философов Западной Европы широко использовал труды Аристотеля и разработал на их основе христианскую доктрину государства. В соответствии с нею государственная власть происходит от бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти церкви. Стремясь обосновать при­оритет церковной власти по отношению к светской, Фома ввел различие трех эле­ментов: 1) сущности, 2) формы, 3) использования. Первое — это поря­док отношений господства и подчинения, устанавливаемые Богом, а по­сему власть всегда добро, благо, а вот формы ее приобретения и использования не всегда соответствуют божественному началу. Несправедливый приход к власти или злоупотребление ею нарушают заповеди Бога, основные положения морали и веления церкви, что дает народу право сопротивляться и свергать такого правителя. Согласно учению Фомы мир осно­ван на иерархии форм, высшие формы дают жизнь низшим, во главе иерархии стоит Бог, его наместник на земле — папа, которому подчи­няется светская власть, ей подчиняются подданные, рабы должны под­чиняться господам. Подобно Аристотелю Фома различает формы политического правления — аристократию, олигархию, демократию, ти­ранию и смешанные формы. Монархию он считает лучшей формой, не тождественной тирании, а республика, раздираемая борьбой партий и группировок, - прямой путь к тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но церковь способна воспрепятствовать этому путем религиозно-нравственного воздействия на монарха, обещанием ему наивысшей награды от бога, полагающейся добродетельному и справедливому царю. Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. За зас­луги перед римско-католической церковью Фома Аквинский был канони­зирован.

Зарождение капитализма в Западной Европе относится к XVI веку, Он стал переломным и в развитии политической мысли. Общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения, в основе которой лежали идеи гуманизма. В антифеодальной политической мысли намети­лись два основных направления: одно выражало интересы буржуазии и отстаивало идеалы зарождающегося капитализма; другое — интересы трудящихся масс.

Одним из первых основателей новой светской политико-правовой науки был итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Политическое учение Макиавелли изложено в таких его произведениях, как «Государь», «Размышления на первую декаду Тита Ливия», «Военное искусство» и «История Флоренции», которые до сих пор являются важнейшими источниками современной политической науки. Заслугой Макиавелли является выделение политики как самостоятельной сферы общества и обоснование политической науки как относительно самостоятельной отрасли знания. Его учение было свободно от теологии, средневековую концепцию божественной предоп­ределенности власти он заменил идеей объективной исторической не­обходимости и закономерности, которую он называет судьбой. Но судьба предопределяет только половину наших действий, вторая — за­висит от человека, его личной энергии, силы, предприимчивости. Макиа­велли обосновывает политику как опытную науку, принципы которой стре­мится вывести не из религиозных канонов, а на основе исследования реальной действительности и качеств человека, расстановки сил в об­ществе, интересов и страстей. Он выводит один из ключевых терминов поли­тической науки — государство (stato), которое, по его мнению, представляет собой политическое состояние общества, отношение властвующих и под­властных, наличие соответствующим образом организованной власти. Целью государства является власть, поэтому в своих работах Макиавел­ли обсуждает только средства взятия, удержания и распространения власти. Он отделяет власть от морали, религии, философии. Для госу­дарственного деятеля, превыше всего — интересы государства, во имя которого можно нарушить религию, и мораль. Макиавелли принадлежит формула: «Цель оправдывает средства», которая получила название макиавеллизма и стала символом аморальности.

По мнению Макиавелли, новая государственность должна проходить две ступени: монархическую, единоличную диктатуру и республику. Он отдает предпочтение республике, которая в нормальных условиях национального государства в наибольшей степени обеспечивает расцвет свободы и гражданского равенства. Но в особых условиях национального объединения, установления новых порядков, законов и институтов Макиавелли считает необходимой абсолютную монархическую власть.

Стремясь найти новый тип политического деятеля, определить роль личности и пределы личной власти, Макиавелли разработал технологию эффективного лидерства, заложил основы политического искусства. Его идеи послужили предтечей теории элит, на него как на авторитет ссылаются теоретики бюрократии, «постиндустриального общества» и политического прогнозирования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Какие особенности присущи политической мысли Древней Индии?

2. Покажите различия между конфуцианством и легизмом в вопросах технологии эффективного управления государством.

3. В чём смысл идеального государства Платона?

4. Охарактеризуйте вклад Аристотеля в развитие науки о политике.

5. Раскройте политико-правовые взгляды Цицерона.

5. Каковы особенности развития политической мысли в эпоху Средневековья?

6. В чём проявился реализм политической концепции Н. Макиавелли?

ЛИТЕРАТУРА

1) Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышкин О.В. История политических учений. - М., 1994.

2) Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. – М., 1983. – Т.4. -

3) История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА-М, 1996 – 736 с.

4) Макиавелли Н. Государь. Пер. с ит. – М.: Планета, 1990. – 84 с.

5) Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.: Наука, 1981. – 332 с.

6) Політологічний енциклопедичний словник. – К.:Генеза, 1997. – 400 с.

7) Політологія: Навч. посібн. для вузів /Упоряд. та ред. М.Сазонова. – Харків: Фоліо, 1998. – 735 с.

8) Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. Античность – перв. четв. Х1Х в. – М.: МГИМО (Ун-т), РОССПЭН, 2000.- 404 с.

Лекция 3

Наши рекомендации