ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Завершая проведенное нами исследование, необходимо сделать ряд выводов, которые, не претендуя на всестороннее и окончательное разрешение вопроса о

Завершая проведенное нами исследование, необходимо сделать ряд выводов, которые, не претендуя на всестороннее и окончательное разрешение вопроса о конституционно-правовых основах федерализма в России, обобщают содержание выпускной квалификационной работы.

«Федерализм» и «федерация» представляют собой различные явления, безусловно пересекающиеся, но имеющие свое содержание. Каждое из них необходимо самостоятельно классифицировать. Виды федерации можно выделить исходя из способа образования федерации, а именно созданные «сверху» и «снизу». Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип группировки моделей федерализ­ма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства государства. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим - как путь к самоуничтожению.

Федеративные отношения, складывающиеся в государстве, так или иначе, опираются на определенные политико-правовые принципы. Система конституционных принципов российского федерализма представляет собой совокупность фундаментальных начал построения федеративных отношений, определяемых Конституцией России. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в Российской Федерации.

Юридически Конституция Российской Федерации закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституция Российской Федерации и Федеральный Конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ предусматривают возможность образования в составе России нового субъекта федерации. Причем, законодательно закреплена только одна возможность образования в составе России нового субъекта – путем объединения.

Подразумевалось, что основная направленность Федерального конституционного закона от 17.12.2001 года – это совершенствование субъектного состава Российской Федерации посредством укрупнения субъектов. Однако получилось так, что именно этот аспект изменения субъектного состава крайне слабо отражен в Законе, и радикальное укрупнение субъектов вряд ли может быть достигнуто посредством практической реализации его норм. Процедура объединения субъектов слишком громоздка и может быть весьма длительной даже на фоне стремления к объединению у населения при отсутствии политической воли к объединению у властей отдельных регионов. Кроме того, предусмотренный Конституцией порядок изменения правового статуса субъекта пока нереализуем, поскольку до настоящего времени не принят соответствующий Федеральный конституционный закон.

В настоящее время субъектов в России 83, все они отличаются особенностями экономического развития, национального состава населения, быта и культуры. Вместе с тем, независимо от государственно-правовой формы, все составные части России объединены одним понятием - «субъект Российской Федерации», равноправны во взаимоотношениях с федерацией.

Среди проблем, сдерживающих процесс реформирования субъектного состава Российской Федерации, главенствующее место занимает отсутствие конституционно-правовой концепции развития российского федерализма, позволяющей определить оптимальное количество субъектов. Стратегия федеративного государственного развития России предполагает не только решение проблемы социально-экономической модернизации территорий, но и сохранение духовно-культурных ценностей, национальных традиций в условиях многонациональности населения страны.

Одной из попыток государственной власти, а именно Президента Российской Федерации наладить взаимоотношения с регионами, проявилось в формировании в 2000 году института Полномочных представителей Президента Российской Федерации и системы федеральных округов.

По своей правовой природе федеральные округа в первую очередь представляют собой территории, в границах которых полномочные представители Президента Российской Федерации на межрегиональном уровне, выполняя координационные и контрольные функции, обеспечивают реализацию политики главы государства на местах.

Вместе с тем, принимая во внимание важную роль системы федеральных округов в укреплении федеративных связей между субъектами Российской Федерации, следует отметить, что создание федеральных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и реанимировав политические рычаги воздействия на регионы.

Реконструкция устройства России и построение нового федерализма невозможны без проведения конституционной реформы. Главное - это с учетом всей полноты отечественного и мирового опыта государственного строительства создать концепцию дальнейшего развития российского федерализма, образования регионов нового типа как его базовых элементов, сформировать цели и задачи на ближайшую и отдаленную перспективу, установить приоритеты и этапы реформ. Безусловно, основной задачей развития федерализма является сокращение количества субъектов и оптимизация управления ими. Однако все мероприятия должны проводиться только после тщательной теоретической подготовки и экономического анализа предстоящих изменений.

Наши рекомендации