И 22 социальная мобильность и каналы (лифты социальной мобильности)

Социальная роль и статус личности

Социальная роль это некий набор функций в процессе жизни индивида. Функции определяющие социальные роли преписаны определенным моделям поведений, нормативным наборам.

3 условные роли:

1)психосоматические роли (поведение связано с удовлетворение биологических потребностей, определенной социальной культуры);

2)психодрамматические (поведение стоится в соответствии с окружением);

3)социальные роли(личность как представитель той или иной категории);

Включенность человека в общество позволяет рассматривать его как носителя роли

Роль – звено между обществом и поведением личности (связывает их в единое целое).

Общество можно представить как сеть статусов и ролей, которые ограничивают и направляют поведение одного человека.

Статус - это прежде всего нормы и обязанности возложенные на человека с одной стороны.

С другой стороны это некое социальное положение в обществе

Роли бывают:

Принятые (пассивное восприятие чужой роли);

Осознанные (активное принятие);

Под ролью понимается своеобразный стереотип и переход от нормативных требований к роли и к стереотипным положениям роли

С наложением ролей происходит дифференциация. Чаще всего по специфике выполненных задач:

Горизонтальная (профессиональные функции)

Вертикальная (оценочные характеристики статуса)

С одной стороны роль действует угнетающе, с другой стороны вызывает позитивные эмоции и человек с радостью пытается возложить роль на себя (возможно давление со стороны роли «волевой конфликт»)

Если человек не в состоянии выполнить требования роли то:

1)начинается селекция волевых требований (выполнение необходимых требований)

2)передача или отодвигание обязанностей

3)соледаризация с тем, кто испытывает подобное

Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

· идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

· фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

· реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

· потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

Ролевые и статусные конфликты личности

Виды ролевых конфликтов:

1)между ролями (роль женщины и роль матери)

2)по поводу выполнения роли (не совпадает субъективное восприятие роли)

3)между требованием роли и собственным «Я» (возникает если собственное мировоззрение личности и её ценностно нормативная структура не совпадают с требованиями, которые предъявляют носители роли)

Любые аспекты роли в итоге меняют личность (собственное «Я»), при этом повышая уровень развития одних качеств и снижения уровня развития других.

Существует много факторов, которые как способствуют, так и препятствуют научению роли

Процесс ролевого научения

Результат проигрывания роли есть важное условие для её принятия и выполнения. Чем лучше человек овладеет ролью, тем лучше будет его становление для себя.

Социализация

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.


Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.


Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
При более широком истолковании (Ильясов Ф.Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: а) интернализации социальных норм; б) усвоения социальных функций; в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

Инструменты Социализации

и 22 Социальная мобильность и каналы (лифты социальной мобильности).

Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.

Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,

которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного

социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений

существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.

социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное

перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и

мобильность, диктуемая структурными изменениями.

Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.

Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.

Нисхождение - всё наоборот.

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое

положение

Каналы(лифты) социальной циркуляции:

Армия

Церковь

Образование

Брак

Политические и профессиональные организации.

Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.

Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.

Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

23)Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу. Социальная стратификация - это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. (Социальная стратификация - расслоение общества).

Стратификационная система подразумевает характер социального расслоения и способ его утверждения.

Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.

Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

- классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

- социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

24)Понятие «класс» в научной мысли

Самой большой социальной группой является класс. Понятие класса было разработано Марксом. Существенным признаком классовых отношений Маркссчитал эксплуатацию одного класса другим. Продолжил разработку “класса” Ленин, по его определению классы большие группы людей, различные по месту в исторически определенной системе общ. производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общ. организации труда; по способам получения доходов и размерам той доли общ. богатства, которой они располагают.

XX век характеризуется попытками дать более конкретное определение классам с учетом изменений в обществе.

М.Вебер базовым регулятором классовых отношений называл собственность. Он распределял верхний и нижний класс по собственности. Между ними он ставил средний класс.

Проблему продолжает рассматривать Т.Дарендорф, который связывает понятие класса с властными отношениями.

Признаки класса:

1. отношение к средствам производства

2.характер присвоения благ в условиях рыночных отношений

На основе этих признаков выделяют: класс собственников, наемные рабочие, средний класс.

Страты

На Западе больше употребляется понятие страта (слой, пласт)

Стратами называют группы людей с общественным статусом, чувствующих себя связанными по этому статусу. Общ. признаками могут быть разнообразные признаки: полит., эконом., этнографические и др. Люди одного класса могут быть в разных стратах. Отличие между классами и стратами:

1. Класс формируется вертикальным делением общества, страта – по горизонтали. Основанием для выделения страты выступает статусный признак.

2. Страта, в отличии от класса, формируется не по чисто экономическому и производственно-профессиональным признакам, а по характерно-психологическим.

3. Класс выделяется по отношениям к средствам производства, а страта по формам и объему потребляемых благ, воспроизводству статусного положения, которое формируется не одинаково.

Важнейшими дифференцирующими признаками слоя являются:

Основные признаки страты
1. Признаки связанные с экономическим положением людей (наличие или отсутствие частной собственности, величина доходов, уровень благосостояния).

2. Признаки связанные с разделением труда;

3. Признаки связанные с объёмом властных полномочий. Акцент делается на производственные отношения и организации труда, которые дают разную возможность или одинаковую степень влияния на производственные отношения.

4. Признаки связанные с социальным престижем (авторитет влияние)

Наши рекомендации