Дисциплина: Правовое регулирование рекламной деятельности

Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций: общая характеристика.Составляющие маркетинговых коммуникаций: их функции и отличия. Правовая специфика рекламной коммуникации. PR (связи с общественностью) как объект правового регулирования. Правовое обеспечение продвижения продукции на выставках и ярмарках, а также в сфере личных продаж. Международные правила в области маркетинговых коммуникаций

В комплекс маркетинговых коммуникаций включается:

· реклама;

· PR (или паблисити);

· личные контакты и продажи;

· комплексные формы продвижения

На маркетинговую деятельность распространяются как об­щие положения права, так и специальные нормы. Главным источником права в данной сфере является Гражданский кодекс РФ и Конституция РФ.

В за­висимости от области маркетинга, регулируемой теми или ины­ми федеральными законами, их можно разделить на:

1. вопросы сбыта - ФЗ «О поставках продукции для федеральных госу­дарственных нужд», ФЗ «О лизинге»;

2. отношения субъектов маркетинговой деятельности с по­требителями - ФЗ «О защите прав потребителей»;

3. отношения, возникающие в сфере маркетинговой товар­ной политики - ФЗ «О сертифи­кации продукции и услуг», ФЗ «О стандартизации», ФЗ «О товар­ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис­хождения товаров»;

4. ценообразование – например, ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;

5. конкурентные отношения в сфере маркетинга — ФЗ «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ «О естественных монополиях»;

6. маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации — ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «О средствах массовой информации», ФЗ «Об ав­торском праве и смежных правах», ФЗ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом и др.;

7. продвижение продукции обслуживается в основном ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

8. ФЗ «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» — международный маркетинг и т.д.

Принятие этих и аналогичных актов на национальном уровне представляет объективную необходимость, поскольку позволяет защитить по­требителей и конкурирующие фирмы от ненадлежащих приемов и способов маркетинговых коммуникаций.

Основные функции правового регулирования маркетинга:

1. повышение обоснованности принимаемых решений по вопросам производственной, научной, финансовой и сбытовой деятельности;

2. рационализирование процессов товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработку товарного ассортимента;

3. совершенствование практики анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования;

4. смягчение и по возможности устранение кризисов перепроизводства, обеспечение соответствия спроса и предложения, что в свою очередь приведет к увеличению уровня удовлетворенности потребностей и, в конечном итоге, способствует экономическому росту и национальной безопасности государства.

На рекламную деятельность в РФ распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, ГК РФ, так специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе. Основным регулятором в данной области является Федеральный закон (ФЗ) от 18 июля 1995г. №108 "О рекламе".

Теперь рассмотрим связи с общественностью. Правовое регулирование PR базируется на нормах, касающихся именно деловой репутации и ее правовой защиты. Сюда можно отнести некоторые статьи ГК РФ, постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992г. №11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" и т.д.

Рассмотрим правовые аспекты регулирования отношений связанных с деятельностью ярмарок и выставок. Организация деятельности ярмарок и выставок подлежит го­сударственному регулированию. Например, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК России создана постоянно действующая Комиссия, входящая в состав Минсельхоза России. Права, обязанности, задачи Комиссии определены Положением «О Комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК Россия», утвержденным приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2001 г. № 94.

23. Система российского законодательства о рекламной деятельности.Система нормативно-правовых актов в сфере маркетинга. Правовое регулирование рекламы как формы свободной информации. Цели и сфера применения ФЗ РФ «О рекламе». Юридическое определение рекламы. Отношения, не регулируемые Федеральным законом «О рекламе»

ФЗ РФ "О рекламе" дает следующее определение рекламы: "Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

В комплекс маркетинговых коммуникаций включается: реклама, PR, личные продажи, стимулирование сбыта

На маркетинговую деятельность распространяются как об­щие положения права, так и специальные нормы. Главным источником права в данной сфере является Гражданский кодекс РФ и Конституция РФ.

В за­висимости от области маркетинга, регулируемой теми или ины­ми федеральными законами, их можно разделить на:

9. отношения с потребителем: «Закон о защите прав потребителей»

10. в сфере товарной политики: «Закон о техническом регулировании»

11. вопросы сбыта: «О поставках продукции для гос. нужд», «О защите конкуренции»

12. маркетинговые исследования: «Закон об информации, информационных технологиях и защите информации»

13. о получении информации: Закон «О СМИ», «О персональных данных», «о коммерческой тайне»

14. регулирование интеллектуальной собственности: 4 часть ГК РФ

15. продвижение: Закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, «О страховании» и т.п.

16. отношения субъектов маркетинговой деятельности с по­требителями - ФЗ «О защите прав потребителей»;

17. отношения, возникающие в сфере маркетинговой товар­ной политики - ФЗ «О сертифи­кации продукции и услуг», ФЗ «О стандартизации», ФЗ «О товар­ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис­хождения товаров»;

18. конкурентные отношения в сфере маркетинга — ФЗ «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ «О естественных монополиях»;

19. маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации — ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ «О средствах массовой информации», ФЗ «Об ав­торском праве и смежных правах», ФЗ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом и др.;

20. ФЗ «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» — международный маркетинг и т.д.

Основные функции правового регулирования маркетинга: повышение обоснованности принимаемых решений по вопросам производственной, научной, финансовой и сбытовой деятельности;

На рекламную деятельность в РФ рас­пространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, ГК РФ, так и специаль­ные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.

Правовое регулирование рекламы: ГК РФ, ФЗ «О рекламе», ФЗ «О защите конкуренции», «О защите прав потребителей»

К законодательному массиву о рекламе в широком смысле слова относятся некоторые нормы законодательства о СМИ. Например, ст. 36 Закона РФ «О средствах массовой информации» посвящена распространению рекламы, а ст. 60 — ответственности за нарушение правил ее распростране­ния. Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если соответствует требованиям к таким объек­там, предусмотренным Законом РФ «Об ав­торскомправе и смежных правах».

Распространение рекламы на транспортных средствахосуще­ствляется по договору с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении последних. Например, ГОСТ Р 52044 – 2003 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения.»

Государственный контрольза соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет Министерство по антимонопольной политике и под­держке предпринимательства (МАП России) и его территори­альные органы.

В соответствии со ст. 31 Закона «О рекламе» к ответственности за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены только юр. или физ. лица - индиви­дуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями или рекламораспространителями и исключительно за действия, указанные в ст. 30 Закона. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе Законом «О рекламе» не предусмотрена.

Кодекс РФ об административных правонарушениях: нарушение рекламодате­лем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем за­конодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан, должностные и юридические лица. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы — заведомо ложную. К ответственности по этой статье могут быть привлечены ИП за использование в рекламе заве­домо ложной информации относительно товаров, работ или услуг.

Основным регулятором в данной области является Федераль­ный закон от 13 марта 2006 г. ФЗ «О рекламе».

Цели:

1. Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

С этой по­зиции он как бы дополняет ранее принятые ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» и «О защите прав потребителей».

2. пресечение и предотвращение ненадлежащей рекламы (охранительная функция).

3. создание условий для решения с помощью рекламы политических, социальных, экономических задач (воспитательная)

Наши рекомендации