Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол.

Как представитель более старшей ветви, тверской князь Михаил Ярославич (1304—1317) полу­чил в Орде ярлык на Великое княжение. В Москве же в это время правил сын Даниила Александровича Юрий (1303-1325).

Юрий Данилович Московский был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Он обещал увеличить дань с русских земель. Хан передал ему ярлык на вели­кокняжеский престол. В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен хан­скую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий об­винил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского — Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но, продолжая политику стравливания рус­ских князей, передал великое княжение брату казненно­го — Александру Михайловичу (1326—1327).

Восстание в Твери.В 1327 г. население Твери вос­стало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Ру­си его звали Щелканом), родственника Узбека. Возму­щенные поборами и насилиями тверичи обратились за помощью к князю Александру Михайловичу. Тверской князь занял выжидательную позицию. Восставшие тве­ричи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо- татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных рус­ских земель.

И сегодня не прекращается спор о двух возможных тенденциях в борьбе с Ордой. Кто был прав в соперничестве двух княжеств XIV в.? Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступившая против захватчиков с откры­тым забралом? Сторонники находятся как у одной, так и у другой точки зрения.

Иван Калита. Иван Данилович (1325—1340), разгро­мив восстание в Твери, получил ярлык на великое кня­жение, который с этого времени почти постоянно ос­тавался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр по­долгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религи­озным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей полити­ком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя — Калита («денежная сума», «кошель»). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добил­ся необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей воз­можность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калита получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значи­тельно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.

При сыновьях Ивана Калиты — Семене (1340—1353), получившем прозвище Гордый за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353—1359) — в состав Московского княжества во­шли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской. Дмитрий (1359—1389) получил престол девяти­летним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский вла­димирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) — единственной каменной крепости на терри­тории Северо-Восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период «великой замятии» (50—60-е годы XIV в.) — ос­лабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы «прощупывали» друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордын­цами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Воже (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, по­пытался восстановить пошатнувшееся господст­во Золотой Орды над русскими землями. Заклю­чив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель со­брались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв на Куликовом поле

нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Утро в день битвы— 8 сентября 1380 г. — выдалось туман­ным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским вои­ном Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал побе­ду. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга за­садного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмит­рий получил прозвище Донской.

Разгром Москвы Тохтамышем.После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ива­новича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столицы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборону Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столицы. Москвичи суме­ли отбить два штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфя­ки (кованые железные пушки русского производства).

Понимая, что штурмом город не взять, и опасаясь подхода Дмитрия Дон­ского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против НИХ, а против КНЯЗЯ Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому разгрому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Значение Куликовской победы.Несмотря на поражение в 1382 г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое осво­бождение от татар. На Куликовом поле Золо­тая Орда потерпела первое крупное пораже­ние. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и эконо­мического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объеди­нение русских земель. Благодаря Куликов­ской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано поли­тическое главенство Москвы среди осталь­ных русских земель. Разгром ордынцев в Ку­ликовском сражении значительно ослабил их мощь. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов — верну­лись же они с битвы как русский народ.

Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389—1425) по завещанию как «отчи­ну» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Поход Тимура. В 1395 г. среднеазиатский правитель Тимур — «великий хромец», совер­шивший 25 походов, завоеватель Средней Азии, Сибири, Персии, Багдада, Дамаска, Индии, Тур­ции — нанес поражение Золотой Орде и двинул­ся походом на Москву. Василий I собрал ополче­ние в Коломне для отпора врагу. Из Владимира в Москву привезли заступницу Руси — икону Владимирской Богома­тери. Когда икона была уже около Москвы, Тимур отказался от похода на Русь и после двухнедельной остановки в районе Ельца повернул на юг. Легенда связала чудо избавления столицы с заступничеством Богородицы.

Феодальная война второй четвертиXV в. (1431—1453).Распри, по­лучившие название феодальной войны второй четверти XV в., нача­лись после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княже­стве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донско­го Юрий. Он же по завещанию Дмитрия должен был наследовать по­сле брата Василия 1 великокняжеский престол. Однако завещание бы­ло написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передал престол своему сыну — десятилетнему Василию II.

После смерти великого князя Юрий как старший в княжеском ро­ду начал борьбу за великокняжеский престол с племянником — Васи­лием II (1425—1462). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сы­новья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Если сначала это столкновение князей еще можно было объяснить «старинным правом» наследования от брата к брату, т. е. к старшему в роду, то после смер­ти Юрия в 1434 г. она представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Москов­ский князь выступал за политическую цен­трализацию, Галицкий князь представлял силы феодального сепаратизма.

Борьба шла по всем «правилам средне­вековья», т. е. в ход пускались и ослепле­ния, и отравления, и обманы, и заговоры. Дважды Юрий захватывал Москву, но не мог в ней удержаться. Наивысшего успеха противники централизации достигли при Дмитрии Шемяке, который недолгое вре­мя был Московским великим князем.

Только после того как московское бо­ярство и церковь окончательно встали на сторону Василия Васильевича II Темного (ослеплен своими политическими против­никами, как и Василий Косой, отсюда

и прозвища Косой, Темный), Шемяка бежал в Новгород, где и умер. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343), Нижний Новгород (1393) и ряд земель на окраинах Руси.

Русь и Флорентийская уния. О силе великокняжеской власти го­ворит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством па­пы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Этот союз папа римский навязывал Руси под предло­гом спасения Византийской империи от завое­вания османами. Митрополит Руси грек Иси­дор, поддержавший унию, был низложен.

На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Васи­лий II. Этим было положено начало независи­мости русской церкви от константинопольско­го патриарха. А после взятия Константинополя османами в 1453 г. выбор главы русской церк­ви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монголь­ского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания едино­го государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами, а внутри московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских зе­мель православная церковь. Процесс образования Российского госу­дарства со столицей в Москве стал необратим.

Наши рекомендации