По отношению к власти партии бывают правящие и оппозиционные.

По политическому весу партии разделяют на доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.

По отношению к власти партии бывают правящие и оппозиционные.

По отношению к форме государственного устройства среди партий выделяют унитаристов, федералистов, сепаратистов.

По стадии развития есть партии зарождающиеся, зрелые, приходящие в упадок.

То есть критериев, подходящих для построения линейной типологии политических партий, достаточно много.

Вообще, следует признать, что в политической науке многие концепции и типологии редко опираются на серьезно проработанную методологическую основу. В частности, выделение видов политических партий нередко производится по ситуативным эмпирическим параметрам. Правда, сложность и изменчивость среды дает к этому немалые основания. Поэтому отсутствие серьезных многомерных типологий политических партий вполне объяснимо.

Пожалуй, единственным исключением стоит признать типологию политических партий, выведенную норвежским политологом Стэном Рокканом. (*Подробно см. Ларсен Ст. У. Моделирование Европы в логике Роккана // Полис. 1995. №1) С. Роккан построил партийно-политическую модель Европы на основе концепции идейно-политических разломов – кливажей. Он выделил четыре «критические точки» как главные организующие вехи на пути, который пришлось пройти всем государствам и политическим образованиям Западной Европы. Это Реформация, национальная революция (воздействие Французской революции), промышленная революция и «коммунистическая» революция. Его в первую очередь интересовали сдвиги в структуре властных союзов внутри правящих политических сил и среди элит. Именно поэтому он и рассматривал названные выше «критические точки» в качестве основных поворотных пунктов/точек расколов и объединений за последние 400 лет. В результате он начертил трехступенчатый путь создания восьми вариантов партийных систем. Потом он совместно с С. Липсетом сформулировал тезис об "отвердении". Им была высказана мысль о том, что в период около 1910 — 1920 гг. под углом зрения электоральных и партийных систем все современные европейские государства достигли своей окончательной формы. Гипотеза "отвердения" была выдвинута в конце 1960-х годов, и устойчивость европейских партийных систем, исходя из существовавшего тогда "положения дел", выглядела поразительной.

Таким образом, политические партии прекрасно поддаются типологизации. На формирование определенных видов политических партий влияют исторические условия развития политической системы, экономические, культурные составляющие. Наиболее распространенным остается деление политических партий по идеологическим позициям.

Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения граждан, которые возникают по видам деятельности, социальной активности и самодеятельности для удовлетворения и защиты их многогранных интересов и запросов, действуют в соответствии с задачами и целей, закрепленных в их уставах.

Причины активности обусловлены следующими обстоятельствами:

  • нарастанием явлений и процессов в различных сферах человеческой жизни;
  • угрозой войны с применением оружия массового уничтожения;
  • все большим разрушением среды обитания человека - возникновением экологической катастрофы;
  • реакцией-ответом на наступление консервативных сил в различных странах современного мира, которые пытаются ущемить права, свободы человека, жизненный уровень людей;
  • актуализацией гуманистических ценностей и идеалов в общественном сознании и борьбой за их практическое воплощение в жизнь;
  • растущим культурным уровнем широких слоев населения;
  • стремительным развитием всех видов коммуникаций, которые облегчают общение людей и способствуют их объединению.

Общественные организации и движения имеют различные функции, их можно разделить на две группы:

- Функции, их общественные организации и движения выполняют относительно системы власти в государстве;

-Функции, выполняемые по интересов членов этих организаций и движений.

В первой группе можно выделить две основные функции: оппозиционную и творческую, тесно взаимосвязаны. Деятельность общественных организаций и движений удерживает современные демократические государства от излишней централизации, играет решающую роль в том, чтобы государство представала как оптимальная организация жизнедеятельности общества.

Из второй группы функций, выполняемых общественными организациями и движениями относительно своих членов, можно выделить защитную и вспомогательную. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур. Это особенно важно тогда, когда законодательный демократический процесс находится в стадии формирования и когда существует негативная традиция невыполнение законов и неуважительного отношения к личности в государственных структурах. Вспомогательная функция проявляется в предоставлении общественными организациями и движениями через собственные структуры возможностей своим членам решать личные проблемы.

Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений, надо остановиться на их топологии. Прежде всего, общественные организации и движения можно разделить на традиционные и новые. К традиционным общественных организаций и движений относят: профсоюзные, женские, молодежные, экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, творческие, оборонные, спортивные, туристские и др. До новых социальных организаций и движений относятся: экологические; альтернативные; общественной инициативы; национальные.

Общественные организации и движения можно классифицировать по интересам или деятельностью:

  • по экономическим интересам , в частности, можно выделить организации предпринимателей, работающих по найму, крестьян, представителей свободных профессий, кооперативы, потребительские союзы;
  • за общественно-политическими интересами различают организации культурного, гуманитарного направлений, религиозные;
  • по методам деятельности и правового статуса:легальные и официальные, полулегальные и неформальные (например, масонская ложа);
  • по месту деятельности, по месту приложения сил в структуре политической власти: лобби, самоуправляющиеся организации, которые добиваются правительственных дотаций;
  • по видам деятельности: экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, опекунские, здравоохранения, природы, национальные, конфессиональные, оборонные, спортивные и туристские.

Политические движения можно разделить на следующие типы:

  • движения, которые возникли на классовой основе, - рабочий, крестьянский, мелкобуржуазный;
  • движения, которые возникли на класоподибний основе, - интеллигенции, военных, доклассовых элементов;
  • межклассовые движения - национально-освободительные, антифашистские и т.д.;
  • политические движения, выражающие отношение к имеющемуся политического и экономического устройства, - консервативные, реформаторские, революционные, контрреволюционные и т.д.;
  • политические движения, отличающиеся степенью и формой их организованности, - высокоорганизованные, слабоорганизовани, стихийные.

Основными разновидностями массовых демократических движений являются: антивоенные - против угрозы разрушительной войны;

экологические- на защиту окружающей природы и условий существования людей, на защиту демократии, прав и свобод личности;

половозрастные - женские, молодежные, детские, ветеранские и т.д.;

профессиональные - ученых , врачей, инженеров, писателей и т.д.;

альтернативные.

Становление многопартийной системы в Украине на­чалось в начале ХХв и было связано, в основном, с двумя факторами: развитием рабо­чего движения и формированием национального самосознания. Политический спектр первых политических партий был разнообразным, но преобладали два направления: на­ционально-демократическое(Украинская народная партия (УНР) - одна из первых пар­тий в Украине, провозгласившая в 1900г своей целью возрождение нации) и социалисти­ческое (Украинская социал-демократическая партия, Украинская партия социалистов-революционеров – эсеры, Украинская партия социалистов-федералистов и др.).

Процесс формирования многопартийности в Украине был прерван с установлением тоталитарного режима в СССР и однопартийной системы во главе с КПСС. Последняя партия, которая отстаивала независимость Украины (Украинская коммунистическая партия) прекратила свое существование в 1925г.Возрождение многопартийной системы относится ко второй половине 80-х годов XX в. в условиях начавшихся демократических преобразований в период «горбачевской перестройки» и ликвидации монополии КПСС в 1989 г.. Ускорили этот процесс в конце XXв. три события: принятие в 1990г закона «О политических объе­динениях», провозглашение независимости в 1991 г и принятие в 1996 г Конституции Украины. В настоящее время в Украине существует более ста партий, что свидетельству­ет о незавершенности этого процесса. (В цивилизованных демократиях функционируют до десятка партий, а преобладающее влияние имеют две-три партии или блока партий). Правовой статус партий регулируется Законом «Про політичні партії України», которым определяется политическая партия как «зарегистрированное согласно закону добро­вольное объединение граждан-сторонников определенной, общенациональной програм­мы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, беретучастие в выборах и других политиче­ских мероприятиях». Согласно закону, все партии являются равными перед законом, а их деятельность может быть запрещена лишь по решению Верховного суда Украины в четко определенных случаях: если их программные цели и деятельность направлены на ликви­дацию независимости Украины, смену конституционного строя насильственным путем, подрыв безопасности государства, пропаганду насилия, войны, разжигание межэтниче­ской, расовой или религиозной вражды, посягание на права и свободы граждан и др.

Типологизация партий в Украине затруднена в связи с незавершенностью складывания партийной системы. Опираясь на имею­щиеся исследования по этой проблеме» в разно­образии идеологического спектра можно выделить три главные направления:

-социали­стическое (левые партии),

-оциально-либеральное (левоцентристские и центристские партии)

-право-центристские (неоконсервативные партии).

Левые партии: КПУ (В.Симоненко), СПУ (А.Мороз), ПСПУ (Н.Витренко) и др. Левые силы неоднородны в идеологическом аспекте, имеют разные ориентиры во внутренней и внешней политике и в настоящее время они переживают глубокий кризис, утратив доминующее влияние как в стране, так и в Верховной Раде, превратившись из большинства в меньшинство. Если КПСС и ПСПУ придерживаются, в основном, традиционных марксистских взглядов, то СПУ все более ориентируется на социал-демократические ценности и отстаивает идею национальной государственности.

Социально-либеральное направление (центристские партии): СДПУ, СДПУ(о), ЛПУ, «Батьківщина», НДПУ, Партия регионов, «Партия промышленников и предпринимателей» (ППУ), «Наша Украина» и др.). Это направ­ление еще более пестрое как по идеологической ориентации, так и по направленности внешней и внутренней политики. Объединяя социал-демократические и либеральные ценности, это направление в конкретной своей деятельности отстает как от современной европейской социал-демократии, так и либерализма. Отличительная черта большинства партий этого спектра то, что они по своему происхождению являются партиями правящей бюрократии и олигархов и их главная цель - укрепление власти для реализации интере­сов финансово-промышленных групп, которые они, в основном, и представляют.

Неоконсервативное направление (правые партии). Сюда относятся, в основном, национально-демократические и христианско-демократические партии: УНП (Ю.Костенко), НРУ (Б.Тарасюк), УРП (Л.Лукьяненко), ХДПУ и др. В отличие от партий социально-либерального направления, партии национально-демократической направлен­ности, как и подобные им в Польше, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Литве, Молдове, Белоруссии и др., возникли на основе массового движения против тоталитарной системы, за независимость своей страны и демократические преобразования. Первоосновой этих партий в Украине стал Народный Рух Украины (НРУ), учредительный съезд которого состоялся в 1989 г. Наряду с требованием восстановления украинской государственности, демократизм НРУ выявился в том, что верность национальной идее органично соединя­лась с провозглашением равенства всех национальных меньшинств и этнических групп на территории Украины. На рубеже ХХ-ХХI ст. национальная демократия переживает кризис, что приводит к расколу НРУ и образованию ряда самостоятельных партий: Укра­инская республиканская партия (УРП), Народний рух Украины (НРУ), Украинский на­родный рух, преобразованный в 2003 г. в Украинскую народную партию (УНП) и др. Причины этого явления - разные, объективные и субъективные. Главная из них заключа­ется в том, что основная задача национальной демократии - достижение независимости - была реализована, а трансформация национально-демократической идеологии в либерально-рефористскую или неоконсервативную не состоялась. Процесс поиска путей де­мократических преобразований в условиях независимости и привел к расколу НРУ (мас­совой организации, объединявшей в своих рядах самые разнообразные социальные слои населения, но прежде всего - интеллигенцию) и необходимости создания новых партий, отражающих интересы социальных групп и слоев, формирующихся в процессе преобразования тоталитарной системы в демократическую. Неко­торые из них избрали либеральную ориентацию (партия «Реформы и порядок» (ПРП)), но большинство вновь образовавшихся партий видят пути преобразований на основе не­оконсервативной идеологии. Их консерватизм заключается в стремлении решать про­блемы современного развития на базе синтеза национально-культурных традиций и дос­тижений современной цивилизации, и прежде всего в последовательной ориентации на интеграцию с европейскими структурами.

В политическом спектре Украины имеются и партии националистической на­правленности (праворадикальные),но они не имеют широкой социальной базы и значи­тельного влияния: Организация украинских националистов (ОУН), Конгресс украинских националистов (КУН), всеукраинское объединение «Свобода» (О. Тягныбок).

В целом большинство украинских партий имеют ряд общих черт:

-ни одна политическая сила не имеет достаточного влияния во всех областях страны:

прослеживается регионализация по схеме: Западная Украина – Донецко – Криворожский регион - Центральная Украина – Крым – Юг Украины;

-внутри блоков и партий происходят расколы;

-наблюдается утрата интереса граждан ко всем партиям, падает их авторитет и влия­ние;

-происходит сращивание партийного аппарата с бизнесом, часто теневым;

- отсутствует сотрудничество партий в главном - решении основных социально-экономических и политических проблем;

-большинство партий не имеют прочной социальной базы, а значит и своего электо­рата.

Важнейшая задача на пути к демократической многопартийности - выработка базо­вых ценностей и целей, которые получили бы поддержку основных социальных слоев общества. Без такого понимания нормальное функционирование многопартийности не­возможно.

Партийную систему в Украине можно отнести в атомизированной, характеризующейся множеством политических партий, большинство их которых маловлиятельны. Учитывая политические реалии в Украине, можно констатировать, что процесс формирования многопартийности и становления партийно-политической системы еще не завершился, что связано с незавершенностью социально-экономических и политических преобразований и замедленностью образования социальной базы - среднего класса. Но есть уже основания сделать вывод, что началась складываться двоблоковая политическая система, для которой характерно функционирование нескольких влиятельных партий, разделяющихся на два блока, находящихся в постоянном соперничестве.

Наши рекомендации