Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней

Внешняя политика — это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, всемирными и региональными межгосу­дарственными организациями. Через внешнюю полити­ку государство стремится обеспечить реализацию своего национального интереса в международных отношениях. Под национальным интересом при этом понимаем за­щиту, сохранение и развитие тех благ и ценностей, ко­торые данное общество считает для себя существенными. Формой традиционного осуществления внешней поли­тики является установление и развитие дипломатических отношений между государствами, открытие представи­тельств государства при всемирных и региональных меж­дународных организациях или членство государства в них.

Начала внешней политики уходят далеко в глубь веков. Уже в условиях первобытного общества между варвар­скими племенами существовали определенные отноше­ния, происходили переговоры и заключались соглашения исоюзы экономического и политико-военного характера. Однако систематический характер и все более возрас­тающую роль внешняя политика и дипломатия как средство ее реализации начинают играть с возникнове­нием государства. Уже первые высокоорганизованные и сильные государства, образовавшиеся в IV—III тысяче­летиях до н. э. в Египте и Двуречье, взаимодействовали между собой, создавая разнообразные союзы, военно-политические объединения главным образом для совме­стного ведения войн.

История международной политики западноевропей­ского региона насчитывает по крайней мере 2,5 тысячи лет. Большую роль играла внешняя политика в жизни греческих государств-городов (полисов). Дипломатиче­ская деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так по­степенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. Что же касается Рима, республиканского и императорского, то уже Макиавелли справедливо отметил, что дипломатия приобрела Риму больше, чем войны.

Интенсификации международных отношений в зна­чительной мере способствовали буржуазные революции XVII—XVIII столетий. Развитие машинного производ­ства привело к широкому развитию международной торговли, образованию разветвленной сети экономиче­ских, технических, научных, культурных и иных связей. Провозглашается и осуществляется принцип свободы судоходства по международным рекам (Рейну, Дунаю и др.). Широко используется институт международного арбитража для разрешения различных споров. Однако применение военной силы рассматривалось как законное средство разрешения споров между государствами вплоть до середины XX века. Аннексии и контрибуции считались правовыми способами приращения террито­рий и государственного обогащения. Лишь во второй половине XX в. под воздействием последствий Второй мировой войны и перед лицом реальной угрозы термо­ядерного конфликта мировая общественность, властные структуры государств постепенно приходят к выводу о недопустимости, губительности в современных условиях использования военного способа разрешения конфликтов. Уставом ООН признается правомерность использова­ния военной силы только в двух случаях: в целях само­обороны (при вооруженном нападении на государство) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угро­зы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Агрессивная война считается международным преступ­лением, влекущим международную ответственность го­сударства и международную уголовную ответственность лиц. Этот принцип нашел отражение в наказании Ира­ка за агрессию против Кувейта в 1990 г.

Остановимся на месте и роли внешней политики го­сударства в жизни современного общества. Как уже от­мечалось, внешняя политика — это сознательная деятельность социально-политических институтов и сил в сфере международных отношений по обеспечению объ­ективных потребностей и интересов данного государст­ва. Она находится в тесной взаимосвязи с политикой внутренней. Внешняя политика в существенной степе­ни зависит от характера и направления внутренней по­литики, от того, какие задачи решаются в стратегиче­ском и тактическом плане внутри данного государства. Внешняя политика опирается на ресурсы, имеющиеся у государства, на его кадровый потенциал. Вместе с тем следует учитывать, что взаимоотношения внутренней и внешней политики носят сложный характер. Во-первых, взаимосвязь внутренней и внешней политики не односторонняя, а обоюдная: внешняя политика, в свою оче­редь, оказывает влияние на внутреннюю, и это воздей­ствие в современных условиях возрастает. Во-вторых, внешняя политика определяется не только внутренни­ми, но и внешними факторами, международной обста­новкой, поскольку каждое государство существует не изолировано, а в системе государств.

Можно конкретизировать это положение следующим образом. На этапе становления государства, когда в си­лу тех или иных обстоятельств существует внешняя уг­роза его безопасности, на первый план в выработке его внутренней и международной политики выдвигаются внешние факторы. Так, в период становления США в 1776—1787 гг. именно внешняя угроза определила тен­денцию к усилению федеральной власти и созданию института президентства. Когда государство сталкивается с острой внешней угрозой, связь международных факторов с формированием и реформированием внутреннего режи­ма, выбором тех или иных политических институтов становится более вероятной. Государственные деятели в молодых независимых государствах должны быть вос­приимчивы к внешним стимулам и должны реагировать на внешние угрозы с тем, чтобы обеспечить выживание нового государства. Затем, по мере укрепления государ­ства, упрочения стабильности все большую роль в вы­работке внешнеполитических решений играют внутрен­ние факторы, сложившиеся политические институты.

На внешнюю политику малых государств на этапе их становления внешние факторы оказывают гораздо большее влияние, чем на внешнюю политику великих держав, причем под малыми государствами понимаем такие, которые не могут существенно влиять на безо­пасность или напрямую угрожать великим державам и защититься от них. При наличии внешней угрозы роль внутренних детерминант оказывается менее заметной, так как внешние ограничители являются более жестки­ми, а давление международной ситуации — более силь­ным. Если же внешние условия терпимы и не создают угрозы, рамки выбора государственных деятелей рас­ширяются. Парламентаризм, президенционализм, а также режимы, которые представляют собой смесь пер­вых двух, являются жизнеспособными альтернативами. То, что новая Европа показывает широкое разнообразие типов демократического устройства, подтверждает этот тезис [См.: British Journal of Political Science. — Ap­ril 1995. - Vol. 75, Part 2. - P. 171-217].

Внешняя политика государства складывается из че­тырех взаимосвязанных «блоков»: из его осознанного и намеренного собственного курса, направленного на достижение целей данного государства в международ­ной среде; из объективного, порою случайного либо во­обще непреднамеренного «выноса» во внешнюю поли­тику каких-то внутренних процессов и явлений, развивающихся в данном государстве и обществе (на­пример, в Грузии грузино-абхазский конфликт); из не­обходимости для данного государства так или иначе учитывать объективные условия, существующие в сис­теме межгосударственных отношений; из потребности как-то влиять на других субъектов международных от­ношений или, наоборот, реагировать на их действия, поскольку и то, и другое прямо или косвенно затраги­вает интересы данного государства.

В своей внешнеполитической деятельности государ­ства преследуют следующие основные цели: защиту го­сударственного суверенитета против внешних пополз­новений и постоянную заботу о безопасности страны; сохранение целостности государственной территории; создание внешних условий, благоприятных для экономи­ческого сотрудничества, культурных связей с другими странами, развития иностранных инвестиций, туризма и т. п.; влияние на внешнее окружение, контроль за неже­лательными в отношении данного государства действиями, нейтрализации их; внесение своего вклада в построение нормальных международных отношений, основанных на фундаменте международного права. Этих целей государство достигает, руководствуясь как национальными интересами, так и общепринятыми в мировом сообще­стве принципами. Каковы же эти принципы, какова их роль? Прудон утверждал, что принципы составляют ду­шу истории, что на них основана вся жизнь народов и все нравственное значение их быта [См.: Прудон П. Война и мир // Соч.: В 2 т. — М., 1964. — Т. 1. — С. 5].

Принципы международной политики — это фунда­ментальные нормы международного права, отражение сущностного содержания международных отношений. Они укрепляют основы современной системы междуна­родных отношений и международного права, содейст­вуют нормальному функционированию и развитию этой системы. Свое реальное бытие принципы международ­ной политики обретают в международных соглашениях. Главным .международно-правовым актом современно­сти, в котором выражены эти основные принципы и предусмотрены особые меры их обеспечения, является Устав Организации Объединенных Наций. Важнейшие принципы современной международной политики сфор­мулированы в «Декларации о принципах международного права» (1970 г.), «Декларации о недопустимости интер­венции и вмешательства во внутренние дела государства» (1981 г.) и в других документах ООН. К числу основных принципов международной политики относятся сле­дующие: мирное сосуществование; суверенное равенст­во государств, равноправие народов и их право самостоятельно определять свою судьбу; недопустимость применения силы или угрозы силой в международных отношениях; нерушимость государственных границ; территориальная целостность государств; мирное урегу­лирование споров; невмешательство во внутренние дела государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву и договорам; всеобщее уважение прав человека и основных свобод.

Если внимательно приглядеться к этим принципам, то можно заметить определенную противоречивость не­которых из них, что свидетельствует о несовершенстве современного международного права, которое форми­ровалось, главным образом, в годы противостояния двух систем по идеологическому признаку. В частности, речь идет о двух взаимоисключающих принципах меж­дународного права: принципе территориальной целост­ности и нерушимости границ и праве народов на само-

определение. Наличие этого противоречия приводит на практике к усилению напряженности, возникновению конфликтных ситуаций, причем обе стороны, втянутые в конфликт, ссылаются на принципы международного права. Очевидно, международному сообществу, ООН предстоит возвратиться к этому вопросу, точнее сфор­мулировать эти принципы и их соотношение.

История развития цивилизации показывает, что внешняя политика в жизни общества играет значитель­ную роль, но ее воздействие на внутреннее развитие страны может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от многих факторов — и от того, в какой обстановке принимаются внешнеполитические решения, и от того, как учитываются национальные интересы и какие приоритеты во внешней политике выдвигаются на пе­редний план, и от того, как учитываются ближние и дальние последствия тех или иных внешнеполитических решений и действий. Для того, чтобы соответствовать своему предназначению, внешняя политика должна строиться на реалистическом анализе внутренней и меж­дународной обстановки, в полной мере учитывать ди­намику реальностей современного мира, тенденции общественного развития, ориентироваться на нацио­нальные интересы и общечеловеческие ценности.

Наши рекомендации