Вопрос 12. Военная политика государства, ее сущность, структура и функции

Военная Политика - составная часть общегосударственной политики, относящаяся к организации и применению средств вооружённого насилия для достижения политических целей Как правило, государство обладает монопольным правом на разработку и реализацию военной политики Важным элементом военной политики являются военно-политические идеи государства, закреплённые в его Конституции и выраженные в официальной военной доктрине В Конституции определяются главные правовые нормы военной политики, её отношение к принципам международного права, закреплённым в Уставе ООН Военная доктрина любого государства характеризуется тремя главными аспектами: правовым, политическим и военно-техническим В демократических государствах приоритетом в соотношении этих аспектов пользуется право Под правовым аспектом военной доктрины понимают совокупность юридических норм Регулирующих военной строительство, подготовку страны к отражению нападения противника, порядок применения сил, средств и методов ведения войн Помимо Основного Закона, эти нормы содержатся в законодательных актах органов государственной власти, а также в международных соглашениях, участником которых является данное государство Одним из главных моментов военной политики и ядром военной доктрины является определение внешней угрозы, потенциальных врагов и союзников Завершение "холодной войны" и распад СССР изменил традиционную для биполярного мира схему врагов и друзей В последние годы основой военного строительства российских вооружённых сил стал принцип оборонной достаточности В соответствии с этим принципом уменьшилось количество воинских соединений, были выведены войска из стран Восточной Европы и Прибалтики Приоритетными задачами современной военной политики России являются: разработка единой военной доктрины стран СНГ и поддержание их системы коллективной военной безопасности; противодействие расширению НАТО на Восток; соблюдение Договора 1972 года об ограничении стратегических вооружений и Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия; содействие в деле мирного разрешения международных конфликтов и др.

Вопрос 13. Военные конфликты: сущность и содержание.

Военный конфликт является особой формой политического конфликта.

Международный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между двумя и более сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.), обладающими международной правосубъектностью (наличие ВС).

Агрессия – применение вооруженных сил государством против суверенитета территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо образом несовместимое с уставом ООН.

Акты агрессии:

1. Вторжение или нападение ВС, любая военная оккупация.

2. Применение оружия одним государством против другого.

3. Блокада портов/берегов другого государства своими ВС.

4. Нападение ВС государства на ВС другого государства.

5. Применение ВС государством, находящимся по соглашению между государствами (со страной пребывания) на ее (иной) территории.

6. Предоставление другой территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против 3го государства.

7. Поддержка государством вооруженных государств, групп, а также регулярных сил или наемников, воюющих против другого государства.

Ст. 51 устава ООН - право гос-ва на индивидуальную/коллективную защиту.

ГА (ген. Ассамблея) (или все-таки Совет безоп-ти?) – применение мер для подавления агрессии.

Конвенция об открытии военных действий (должны открываться без двусмысленного предупреждения).

С момента объявления/начала войны наступает военное время до фактического прекращения боевых действий.

• Между государствами прекращаются дипломатические и консульские контакты (с 1861г.)

• Начало войны влияет на договоры (они расторгаются).

• Имущество государства противника конфисковывается (все, даже гр-н, кроме имущ-ва для представительства)

• К гражданам страны противника м.б. применен специальный режим.

Комбатант – лицо, входящее в состав ВС страны, находящейся в конфликте.

Духовенство и мед. персонал не входят в понятие комбатант. Партизаны могут.

Некомбатант – лица из числа мед. и дух. персонала, которые входят в состав ВС.

Лицо, находящееся под защитой – это человек, который в соответствии с Женевской конвенцией имеет право на защиту и особый статус. Раненые, пленные, больные, кораблекрушение, гражд. лица на тер-рии противника…

Средства ведения войны:

• Оружие ВС, военная техника, личный состав (Л/С)

Методы и средства ведения войны могут быть:

a) Дозволенные (разрешенные)

b) Недозволенные (запрещенные) – хим. оружие, миноловушки, кассетные бомбы

Принципы ведения боевых действий:

1. Избегать нанесения ущерба гражд. объектам.

2. Установление особой защиты для особых демилитаризированных зон (гражданское население, АЭС и пр…)

Перемирие (Капитуляция):

1. Местное – приостановление между отдельными частями реализации частной задачи (эвакуация, похороны).

2. Общее – прекращение военных действий в целом.

Местное перемирие может быть заключено командирами отдельных частей

Общее перемирие – компетентными государственными органами.

Женевская конвенция 1949г. – защита жертв международных конфликтов; защита гражданского населения, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.

Права военнопленных (1987 – Жен. Конвенция; 1989 – Копенгаген; 1990 – конференции).

• Идеи гуманизма, уважение достоинства гражданина и т.п…

Военные конфликты по интенсивности разделяются на:

• низкой интенсивности (военные акции);

• средней интенсивности (локальные и региональные войны);

• высокой интенсивности (мировые войны).

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности "военная опасность". Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки дежурных сил.

На третьей стадии - собственно военный конфликт - вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил

Меры предотвращения военного конфликта:

1. Политико-дипломатические:

· встречи и консультации глав государств и правительств;

· переговоры и консультации на различных уровнях по улучшению межгосударственных отношений;

· использование международных организаций;

· объявление ультимативных требований.

2. Экономические:

· переговоры по торговому сотрудничеству;

· свертывание программ долгосрочного сотрудничества;

· введение торгово-экономических санкций;

· экономическая блокада.

3. Идеологические:

· предупреждение нагнетания вражды и неприязни;

· прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма;

· проведение пропаганды по разрушению "образа врага".

4. Военные:

· активизация всех видов разведки и предупреждения;

· маневры на границах региона, где зарождается конфликт;

· приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности;

· проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания;

· развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям;

· совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности на первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируютсярадикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества. Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.

Наши рекомендации